16 мая 2022 г.

В рамках поддержки международной деятельности стартапов GenerationS провел опрос среди стартапов и выявил ключевые проблемы, связанные с ведением международной деятельности. С новыми вызовами связаны как экспортная, так и импортная активность.**

Наиболее насущные вопросы мы структурировали в два направления:

  1. Осуществление расчетов с иностранными партнерами и клиентами.
  2. Выстраивание новых цепочек поставок и организация логистики

В Гайде вы найдете ответы на вопросы по этим направлениям, информация актуальна на конец апреля 2022 года.

Партнерами гайда стали:

  • Точка Банк — банк для предпринимателей и предприятий
  • Skif Consulting — международная юридическая и бухгалтерская фирма
  • ГК СЛК (Сервисная логистическая компания) — международный логистический оператор, таможенный представитель

Осуществление расчетов с иностранными клиентами и партнерами

Как осуществлять валютные платежи и переводы иностранным контрагентам?

Операционные аспекты, комментарий Точки

Самое главное сейчас — следить за новостями и не стесняться уточнять у своего банка, дойдёт ли платёж по свифту вашего контрагента и какой банк-корреспондент выбрать. Одному и тому же получателю первый платёж может пройти успешно, а следующий вернуться — к сожалению, это новая реальность. Также стоит учитывать, что сроки прохождения платежа сильно увеличились — будьте готовы, что платёж в Европу может идти 7–10 дней, а то и дольше.

На успешное прохождение платежа влияют 3 фактора:

  • страна контрагента
  • банк контрагента
  • валюта платежа

Есть ещё четвёртый фактор — банк обслуживания российской компании, но с ним всё просто: он не должен быть под санкциями США (как лист SDN, так и CAPTA). Даже тот банк, который не попал под блокирующие санкции и технически может проводить платежи, для зарубежных банков является потенциально проблемным, следовательно прохождение платежей будет оставаться на усмотрение банка-корреспондента и получателя.

Разберём остальные факторы.

Страна контрагента. С Украиной сейчас платежи остановлены полностью, с остальными странами расчёты формально возможны.

Банк контрагента и банк-корреспондент. Это 2 звена, на которых платёж может застрять. Уточните в своём банке, отправляют ли они в банк вашего партнёра, и проконсультируйтесь насчёт банка-корреспондента.

Валюта платежа — это главное. С прохождением платежей в долларах сейчас самые большие проблемы — некоторые банки-корреспонденты из США в принципе отказывают в проведении платежа из российского банка. Евро отправляются лучше, с юанями и другими нацвалютами практически нет проблем. Ещё один вариант — трансграничный платёж в рублях, который может быть интересен для партнёров в странах СНГ, Турции.

  • Интересен практический аспект: многие банки других стран не принимают платежи от русских плательщиков. Как в таких условиях проводить закупки?

Нужно смотреть на каждый конкретный кейс: банк-отправитель, банк-получатель и валюта платежа — и искать блокер в каждом из этих факторов. В зависимости от причины возврата платежа можно рассмотреть варианты: отправить деньги через другой российский банк, отправить на счёт в другом зарубежном банке или поменять валюту платежа.

  • Как в условиях текущих ограничений перевести деньги на счет дубайской (или другой) компании: через партнеров? какие есть способы?

Если говорить про компании в Дубае, то больших проблем с отправкой платежей туда нет. Были отказы в платежах в евро, поскольку прежде в этой валюте расчёты не производились, и это показалось подозрительным комплаенсу дубайского банка. Тут можно предложить предупредить банк о предстоящей операции, чтобы снизить риски в отказе от проведения платежа.

Можно отправлять деньги через партнёров или через представительство компании, открытое не в России. В данном случае нужно внимательно подойти к оформлению всех документов, расчёту налогов и банковских комиссий.

Юридические аспекты, комментарий СКИФ Консалтинг

Западные санкции коснулись банков, и российский бизнес столкнулся с проблемами при расчетах с контрагентами за рубежом. В настоящее время открыть валютный счет можно в банке, который не попал под санкции и сохранил корреспондентские счета за границей, но лучше заранее уточнять данную информацию. В настоящий момент на рынке остались платежные системы, которые позволяют проводить международные транзакции:

  • «МИР» — известная в России система, существующая с 2015 года. Список стран для взаимодействия ограничен: Турция, Белоруссия, Армения, Киргизия, Вьетнам, Абхазия, Южная Осетия, Таджикистан. Несколько терминалов принимают подобные карты на Кипре и в Эмиратах.
  • UnionPay — работающая с 2008 года китайская платежная система. Она представлена в 180 странах, но в большинстве случаев это государства Азии. В США и странах Евросоюза система работает, но зачастую лишь номинально. В планах у некоторых российских банков выпуск карт «Мир-UnionPay».
  • «Золотая Корона» — система денежных переводов с европейской дочерней структурой KoronaPay, хотя по ней тоже действует ограничение по максимальной сумме перевода 5 тысяч долларов. При этом отправка денег из России доступна только в рублях, то есть вы потеряете часть денег на конвертации.

Есть еще некоторые сервисы, которые позволяют переводить деньги за границу. Например, Contact, Skrill, Unestream. Но эти решения или не позволяют переводить средства юрлицам, или ограничены в странах работы, или не дают возможности получить деньги на карты российских банков. Также эксперты отмечают, что криптовалюта способна стать хорошей альтернативой традиционным валютам.**

Отметим, что если банк не под блокирующими санкциями и не отключен от SWIFT, то технически перевод валюты возможен. Однако европейские, американские и другие банки из недружественных стран очень часто отклоняют перевод либо на этапе банка-корреспондента, либо на этапе банка-получателя. Лучше уточнить у банка-получателя, насколько он готов принимать перевод из России из конкретного банка. Некоторые российские кредитные организации еще работают с системой SWIFT и не находятся под западными ограничениями. Не через SWIFT-перевод можно отправить средства на карты «Мир» зарубежных банков и на карты с местными платежными системами: «Белкарт» (Белоруссия); «АрКа» (Армения); «Мир» Национального банка Южной Осетии; «АПРА» (Абхазия); «Элкарт» (Киргизия); «Корти Милли» (Таджикистан); Express Pay (Таджикистан).

Иногда единственный выход — это открыть счет вне России, в странах СНГ, перевести туда рубли или до 10 тыс. долл. в валюте в месяц и платить уже оттуда.

В текущей ситуации, когда действуют внутриэкономические ограничения и внешние санкции, платежи в иностранной валюте исполняются в течение 5-14 дней, в отличие от привычных нам ранее сроков 1-2 дня. Также следует отметить, что необходимо отслеживать исполнение платежа с помощью внутрибанковских программ.

По оплате импортируемых услуг введено ограничение по авансам, не более 30% от суммы контракта, ЦБ может выдать разрешение на увеличение аванса, например, на транспортные услуги, но на консультационные и маркетинговые услуги, скорее всего, получить не получится. Однако, по импортируемым товарам нет ограничений на переводы авансов.

Наличные и командировочные расходы в валюте — ЮЛ за период с 10.03.2022 по 10.09.2022 могут снять всего 5 тыс. долларов. Но также можно подать ходатайство об увеличении лимита — для этого необходимо подать заявление в обслуживающий банк, который согласовывает с ЦБ увеличение лимита.

Также можно перечислять валюту своим представительствам и филиалам, либо сотрудникам, которые работают в этих филиалах для оплаты за товары.

Возможет перевод денежных средств физическому лицу в валюте, но с ограничением в 10 тыс. долларов в месяц.

Получать деньги за оказанные работы/услуги могут филиалы, например, в Казахстане, однако полученную выручку обязательно необходимо зачислить на транзитный счет в РФ для дальнейшей продажи в размере 80%, либо получить разрешение Минфина на зачисление выручки в филиал, находящийся не в РФ.

Чтобы не продавать валюту и не терять на конвертации денежные средства, можно полученной экспортной выручкой оплатить за товар поставщику-нерезиденту в этой же валюте — необходимо оформить вычет из экспортной выручки в обслуживающем банке.

Допускается взаимозачет импорта (с соблюдением срока возврата аванса) и экспорта (кроме леса и сырьевых энергетических товаров, без требования о репатриации) в рамках одного поставщика—покупателя.

Для оперативной работы по экспорту/импорту — переводы и получение валюты, ввоз/вывоз товаров и оказание работ/услуг необходимо открыть представительства/филиалы в регионах (например, в Казахстане).

Также в настоящее время наиболее удобно проводить платежи по ВЭД через дочки иностранных банков, пока еще работающие в РФ. По ним риск включения в санкционные списки минимален.

Закупки по Закону № 44-ФЗ в условиях действия санкций и ограничительных мер.

Федеральным законом от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» только намечены первоочередные меры по сохранению стабильности поставок и поддержке участников контрактной системы:

  • предусмотрены ускоренные закупки медицинских изделий способом электронного запроса котировок;
  • Правительство должно определить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (скорее всего, по схеме, которая действовала в 2020 году и подробно регламентирована в постановлении от 4 июля 2018 г. № 783);
  • введены новые случаи и расширены возможности для закупок товаров и услуг у единственного поставщика (исполнителя) в отношении лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, средств реабилитации (однако, закупка предусмотрена в электронной форме без определения площадок и порядка реализации этой электронной процедуры, что вызывает многочисленные вопросы и препятствует использованию новых случаев закупки у единственного поставщика по пп. 5.1 и 5.2 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ);
  • предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон существенных условий заключенных до 1 января 2023 года контрактов, но только на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации (как показала практика действия аналогичных мер в 2015-2016 гг. и в 2020 г., получить согласие заказчика и решение органа власти на увеличение стоимости заключенных на докризисных условиях контрактов достаточно проблематично для большинства работающих в сфере госзакупок поставщиков (подрядчиков, исполнителей));
  • Правительству РФ и органам власти субъектов РФ предоставлена возможность на срок до 31 декабря 2022 г. вводить дополнительные случаи осуществления закупок у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Наибольшие сложности в настоящий момент вызывает поставка по ранее заключенным контрактам импортных товаров, а также отсутствие заявок участников закупок по объявленным заказчиками процедурам. Поставщики, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы, отказываются от исполнения контрактов, либо предлагают заказчикам их расторжение по соглашению сторон.

Закон № 44-ФЗ в действующей редакции не запрещает заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон и провести новую закупку, но такие действия не соответствуют интересам и потребностям заказчиков. Логично, что большинство заказчиков предпринимают попытки взыскать неустойку (штраф, пеню) с контрагента в связи с неисполнением обязательств по контракту и направить информацию в ФАС России для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Кроме того, многие заказчики могут столкнуться в этом году с сокращением бюджетного финансирования, что не позволит им провести новую закупку с учетом резкого роста цен.

Следует напомнить поставщикам, что постановлением от 30.06.2021 № 1078 предусмотрены основания для отказа в сложившейся ситуации во включении информации о поставщике в РНП, в частности, когда поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Поставщикам, попавшим в сложную экономическую ситуацию при исполнении контрактов, сейчас необходимо собирать такие доказательства принятия мер и (или) наличия обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, согласно требованиям части 2 статьи 94 закона № 44-ФЗ, поставщик обязан предоставлять достоверную информацию заказчику о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта.

Бесперебойное оказание государственных услуг, функционирование образовательных, медицинских, социальных организаций, сохранение рабочих мест и предпринимательства в настоящее время зависят от оперативных и разумных мер поддержки, реализуемых на всех уровнях власти. Участникам контрактной системы сегодня необходимы простые и понятные решения, которые позволят заказчикам — вовремя получить необходимые товары, работы и услуги, а поставщикам — сохранить свои предприятия и рабочие места.

Мэр Москвы Сергей Собянин уже объявил о первоочередных мерах поддержки поставщиков в городе Москве:

  • ускорение контрактации;
  • увеличение авансирования по городскому заказу до 70%;
  • пересмотр стоимости контрактов в случае обоснованного изменения цен из-за удорожания материалов и снижения курса рубля.

Остается самое сложное: принятие конкретных правовых актов, доведение новых правил закупок до участников контрактной системы, обеспечение эффективного механизма реализации объявленных мер поддержки.

Что делать, если иностранные банки (даже из дружественных стран) отказываются принимать в долларах от российского юридического лица? Как получить платежи за уже оказанные услуги?

Как провести оплаты, комментарий Точки

Можно поменять валюту расчётов, потому что проблема здесь в контроле США за движением долларов. Например, в случае Дубая это могут быть евро или дирхамы. Однако обратите внимание, что сейчас мало кто из российских банков предоставляет возможность открыть счёт в дирхамах, и курсы национальных валют обычно менее выгодные.

Ещё один вариант — оплатить через партнёра в дружественной стране или через собственное представительство в иностранной юрисдикции. Обычно выбирают Армению, Казахстан, Турцию. В каждой из этих стран свои особенности открытия компании и уплаты налогов, например очень проблематично вернуть НДС за товар, растаможенный в Казахстане.

В каждом случае необходимо обратиться за дополнительной консультацией к юристам и специалистам по налогам, фокусирующимся на международных кейсах.

Как получить платежи, комментарий СКИФ Консалтинг

Центробанк советует для получения заграничных переводов:

  • пользоваться денежными переводами;
  • открывать счета в несанкционных банках.

После получения оплаты надо исполнить новую обязанность — продать 80 % любой иностранной валюты. А наличную валюту снять нельзя, только в рублях — разъяснения Центробанка по санкциям.

Способы получения денег:

  1. Банковский перевод на счёт — оплата пойдет по счету, а не по номеру карты. Можно ли получить деньги из других стран и в какой валюте, надо уточнять у своего банка. А иногда и у банка отправителя. Всё зависит от набора ограничений, которые коснулись конкретный российский банк. Для получения банковских переводов нужно разместить на своём сайте для клиентов реквизиты своего счёта с инструкцией по переводу. Как вариант — отправлять эту информацию лично каждому.
  2. Перевод без банковского счета — это делается через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств. Сейчас некоторые зарубежные компании перестали работать в России, а русские компании не все принимают деньги из-за рубежа. Поэтому выбирать надо из имеющихся, например, это Золотая Корона или Почта России. Но и у них надо уточнять о возможности перевода.
  3. Через специальный сервис оплаты услуг — есть платные сервисы, которые оказывают услугу по переводу оплат фрилансерам в том числе от иностранных заказчиков. Такие сервисы не привязаны к международной межбанковской системе платежей, и ограничения на них не влияют. Этот способ больше подойдёт для оплаты дистанционных услуг. И чтобы подключить приём денег по такому сервису, надо договариваться с каждым заказчиком. Ещё от заказчика потребуется больше, чем просто перевести деньги. Заказчику надо зарегистрироваться в сервисе, поставить вам задачу, а вы её примете и выполните. Оплата придет в сервис, дальше деньги можно вывести на свою российскую карту или российский электронный кошелёк.

Как наилучшим образом организовать платежи в потенциальных направлениях Ирана и Китая? Как проводить расчеты с партнерами из Бразилии и других дружественных стран?

Расчеты с Ираном и Китаем, комментарий СКИФ Консалтинг

Пути перевода денег в Иран

Практически весь крупный и средний бизнес Ирана владеет счетами в зарубежных банках. Преимущественно иранские компании имеют счета в ОАЭ, Турции, Ираке, Тайване. Часто счета открыты не на иранскую компанию, а на какую-либо местную компанию, зарегистрированную в свободной экономической зоне, не имеющую ничего общего с реальным иранским поставщиком продукции. Кроме вышеуказанных стран, потенциальному покупателю для оплаты партии товара может быть предложен счет физического лица в Германии. В инвойсе иранский поставщик указывает счет физического лица в какой-либо из европейских стран.

  • Иранские банки за пределами Ирана

В странах СНГ существует ряд банков на 100%, либо частично принадлежащих иранским финансовым институтам и бизнесменам.

Перевод рублей, долларов или евро в Иран через представительства иранских банков в России «МирБизнесБанк», в Таджикистане банк «Теджарате Иран» или «ТК Банк» в Белоруссии осуществляется без использования системы SWIFT. При переводе средств через иранские банки в Иран, банк в Иране не выдает получателю иностранную валюту. Расчет с получателям платежа будут осуществлен в иранских риалах. В этой ситуации следует уделить особое внимание курсу по которому будет рассчитываться стоимость иранского риала.

  • Система «Хавала»

Перевод средств с зарубежных счетов в Иран осуществляется через систему «Хавала», в Иране данная услуга доступна практически во всех пунктах обмена валюты «Сарафи», осуществляющих обмен иранского риала по свободному курсу. В Иране наиболее востребованными и как следствие развитыми направлениями для перевода денег через систему «Хавала» являются страны персидского залива и Турция. Некоторые пункты обмена валюты «Сарафи», расположенные в приграничных районах осуществляют перевод средств в соседние страны, так например в Астаре, расположенной на границе с Азербайджаном или в Сарахсе — на границе с Туркменистаном.

Комиссия за перевод денег в Иран или из Ирана через «Хавалу» составляет порядка 1-1,5%, однако могут иметь место ограничения на минимальную транзакцию в размере 10 000 — 30 000 долларов США.

Следует отметить, что «Хавала» функционирует как самоуправляемая система с множеством географически распределенных центров, не имеет центральной системы управления и не рекомендуется для использования в системе корпоративных расчетов. В тоже время данная система может быть использована иранскими импортерами для осуществления оплаты за поставленный товар на счет экспортера в банке ОАЭ или Турции.

Перевод денег в Китай

1. Выбрать резервный банк для ведения ВЭД

В зоне риска государственные банки (и банки тесно аффилированные с крупными госкомпаниями) и банки с участием крупных западных инвесторов, поэтому нужно выбирать банки, которые не попадают в эти категории. Членами РАСПП (Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей) являются следующие банки с высокими компетенциями по ВЭД: Банк Санкт-Петербург (БСП), Азиатско-Тихоокеанский Банк (АТБ) и Банк «Солидарность». Все эти банки обладают опытом организации расчетов в разных валютах и имеют крайне низкий шанс на попадание в санкционные списки стран Запада.

Также решением может стать открытие счета в одной из «дочек» китайских банков, например, CCB (China Construction Bank, Китайский строительный банк), Bank of China (Банк Китая), ICBC (Industrial&Commercial Bank of China, Торгово-промышленный банк Китая) или ABC (Agricultural Bank of China, Сельскохозяйственный банк Китая).

2. Открыть счет в юанях

По состоянию на 5 марта 2022 года ЦБ ввел комиссию в 12% для юрлиц на покупку долларов, евро и фунтов стерлингов на Московской бирже. Данная мера не распространяется на китайский юань, гонконгский доллар и швейцарский франк.

3. Зарегистрировать компанию в Азии

Сейчас Азия — это основной регион для развития ВЭД в ближайшие годы.

4. Открыть торговые дома/офисы продаж в странах Азии

Азия для нас в ближайшие годы станет главным рынком сбыта и главным поставщиком, поэтому для развития бизнеса рекомендуется обратить внимание на этот регион.

Работа с Бразилией и другими дружественными странами, комментарий Точки

Для расчётов с другими странами:

  1. Выбирайте для платежа евро или нацвалюту (не забывайте про возможность расчёта в рублях),
  2. Уточняйте у своего банка возможность оплаты в конкретную страну и конкретный банк
  3. Помните про возможность работы через партнёров или собственное представительство за границей.

Логистика и новые цепочки поставок

Комментарии Дмитрия Аржаных, соучредителя Группы Компаний «СЛК» (Сервисная Логистическая Компания)

Как в текущих условиях работать с дистрибьюторами в европейском направлении (и как работать с Европой в целом?)

На текущий момент, прежде чем отгрузить груз из Европы необходимо убедиться, что выполняется одновременно КАК МИНИМУМ два условия:

  1. Отправитель в принципе не против отгрузить груз в Россию. Многие европейские компании по своей воле не готовы работать с Россией и не хотят отгружать товары российским покупателям.
  2. Груз не попадает под санкции ЕС.

Есть много ресурсов, где можно посмотреть нормативные документы ЕС, в которых отражены санкции в отношении России. Например, можно проверять попали ли те или иные коды ТН ВЭД под санкции тут.

В случае, если эти два условия соблюдены, необходимо фактически заново разработать логистическую составляющую процесса, т.к. все выстроенные и наработанные цепочки на сегодня разорваны.

Пример: морская доставка из ОАЭ: Если ранее все контейнеры по этому маршруту спокойно доплывали до Санкт-Петербурга, то сейчас все морские линии, которые были перевозчиками по этому маршруту, перестали доставлять грузы в наш порт, поэтому необходимо искать новый маршрут и новых перевозчиков. Теперь можно возить так: ОАЭ-Мерсин, Турция — далее перевозим по земле в Самсун, Турция — далее по Черному морю в Новороссийск, где делаем таможенное оформление и отправляем по России куда необходимо.

В нынешних быстро меняющихся реалиях мы рекомендуем два варианта отправки грузов из ЕС в РФ — авиа и авто.

Авиационные отправки сейчас работают в крайне ограниченном режиме — ведь почти все авиакомпании перестали выполнять рейсы в/из РФ (как зарубежные, так и российские). Поэтому здесь есть варианты транспортировки, которые мы рекомендуем, а именно — через Стамбул, Дубай и т.д.

Сухопутная доставка грузов пока возможна, несмотря на запрет проезда по ЕС перевозчикам из РФ и РБ. После этого запрета рынок автоперевозок находится в шоковом состоянии — перевозчики задирают ставки в разы, а грузовладельцы готовы на всё, лишь бы доставить груз. Однако, этот вариант тоже возможен и при ограниченности выбора компании его используют.

Возможны несколько вариантов для автоперевозок грузов из ЕС на текущий момент:

  1. Использование перевозчиков на европейских номерах без транзита через РБ. Перевозка по РФ таких машин пока разрешена.
  2. Перегрузка или перецепка на границе с РБ. По Европе груз забирают машины с европейскими номерами, едут в приграничную территории в Беларуси, где происходит перегрузка или смена тягача на белорусского или российского перевозчика и далее в РФ уже едет он.

Как платить? как и чем доставлять? как пройти таможню (сроки, документация, разрешения Минпромторга)? Что предъявлять на таможне, если закупили в Китае и хотим перепродавать?

Действительно, сейчас поступает много жалоб от импортеров на невозможность оплаты денежных средств за товар продавцам — в ЕС, США, Китай. Банки-корреспонденты/получатели просто не пропускают платежи из РФ, либо деньги «идут» очень долго (и это касается не только банков, которые под санкциями).

Поделюсь информацией: многие импортеры открыли счета в юанях и перешли на оплату за товар в Китай в этой валюте — это сейчас работает хорошо.

А вот с точки зрения таможенного оформления, документации и т.д. — глобально ничего не изменилось. Пакет документов, предоставляемый на таможню, остался тот же. Единственное послабление — это разрешительная документация (декларации и сертификаты соответствия) — срок их действия продлили, а по некоторым товарам сейчас и вовсе действует временное разрешение ввоза без этих документов.

Обращаем внимание на Приложение № 18 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 (стр. 54-60):

1. «3. Установить, что срок действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, истекающий со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 „Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году“ до 1 сентября 2022 г., продлевается на 12 месяцев.

  • Производство и (или) выпуск в обращение на территории Российской Федерации продукции, в отношении которой выданы (приняты) указанные документы об оценке соответствия, допускаются до истечения срока действия таких документов с учетом его продления без необходимости проведения повторной оценки соответствия и проведения периодической оценки сертифицированной продукции (инспекционного контроля)»;

2. "4. Установить, что ввоз на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • допускается не представлять таможенным органам документы об оценке соответствия обязательным требованиям (сведения о таких документах) в отношении продукции, являющейся:
    • запасными частями, которые ввозятся для обслуживания и (или) ремонта ранее выпущенной в обращение на территории Российской Федерации готовой продукции. В этом случае запасными частями могут являться детали, а также узлы и (или) блоки готовой продукции, предназначенные для замены (ремонта) находящихся (находившихся) в эксплуатации (изношенных, неисправных, отказавших) таких же деталей, узлов и (или) блоков в целях поддержания или восстановления работоспособного состояния изделия без цели их распространения на территории Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности (за исключением передачи на безвозмездной или возмездной основе организациям или физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющим обслуживание и (или) ремонт готовой продукции);
    • комплектующими, компонентами, сырьем и (или) материалами для производства (изготовления) продукции на территории Российской Федерации;
    • единичными экземплярами в количестве, предусмотренном одним внешнеторговым договором исключительно для собственного использования декларантом (в том числе для научно-исследовательских либо представительских целей, исключающих ее распространение в Российской Федерации в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе);
  • подтверждение соблюдения мер технического регулирования при ввозе продукции, подлежащей оценке соответствия обязательным требованиям, осуществляется путем представления таможенным органам сведений о документах об оценке соответствия обязательным требованиям без необходимости представления оригиналов таких документов в таможенные органы«;

Этот пункт мало что меняет, т.к. во многом повторяет РК 130 от 12.11.21.

3. «5. Установить, что до 1 марта 2023 г. допускается ввоз на территорию Российской Федерации продукции, предназначенной для обращения исключительно на территории Российской Федерации, без маркировки, предусмотренной обязательными требованиями, в том числе в части маркировки единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, знаком обращения на рынке, предусмотренным Федеральным законом „О техническом регулировании“.

  • Указанная маркировка должна быть нанесена на продукцию, ввезенную на территорию Российской Федерации в соответствии с настоящим пунктом, до реализации такой продукции потребителю (пользователю)».

Дополнительно: для прохождения таможенного контроля необходимо иметь следующие документы:

  • контракт
  • инвойс
  • ведомость банковского контроля
  • упаковочный лист
  • транспортные документы
  • разрешительные документы (декларации и сертификаты соответствия)
  • описание на товар.

Как найти операторов/дилеров/дистрибьюторов, которые работают в конкретном регионе или стране и могут взять на себя логистические вопросы под ключ, и на что обратить внимание при выборе такого оператора?

Сегодня в России на рынке логистики работают сотни компаний различного калибра, а выбор подрядчика для грузовладельца огромный.

Выбирать крупного оператора или небольшого — индивидуальное решение заказчика. Многим комфортнее работать с подрядчиками, имеющими огромное количество филиалов, но есть и недостаток такой работы — отсутствие индивидуального отношения. Если с грузом вашей компании абсолютно всё в порядке — вы можете не беспокоиться за него. Однако, стоит возникнуть непредвиденным вопросам, например, на таможне (а они периодически возникают даже с абсолютно, 100% верно оформленной поставкой), то тогда, увы, вряд ли стоит ждать индивидуального решения вашего вопроса — вашим вопросом займутся только когда решат все остальные, либо, вообще не будут давать внятной обратной связи.

Что касается небольших логистических компаний, то здесь вы можете получить полное внимание и индивидуальное отношение к вам клиентского менеджера, но при этом есть риски надежности компании и сохранности вашего товара — каждый год сотни логистических и таможенных компаний закрываются и уходят с рынка.

Именно поэтому, на наш взгляд, оптимальным решением в большинстве ситуаций является транспортно-логистическая компания средних размеров.

Мы бы обозначили следующие критерии при выборе поставщика логистических и таможенных услуг:

  1. Возраст компании — здесь понятно, чем компания старше, тем опытнее, и соответственно, прошла многие кризисы.
  2. Специфика логистического оператора. Ведь при некой заявленной универсальности, все равно, компания делает что-то лучше, что-то хуже. Например, у кого-то хорошо получаются автомобильные перевозки из Европы, а кто-то хорошо делает авиадоставку из Китая — этот вопрос можно задать на стадии переговоров.
  3. Наличие сайта компании и почты на домене сайта (не на яндексе, мэйле и других почтовых серверах).
  4. Проверить компанию в интернете. Сейчас достаточно много ресурсов для проверки благонадежности компаний. Например, Rusprofile, ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС.
  5. Наличие у компании свидетельства таможенного представителя.

Источник: Пресс-служба компании GenerationS