18 мая 2022 г.
2022 год проходит под знаком коренных структурных изменений ИТ-рынка в России. В сегменте облачных провайдеров и операторов дата-центров наибольшее внимание уделено локализации ИТ-систем, развитию гибридных и мультиклауд-решений, появлением новых ролей специалистов и подразделений в структуре компаний.
Пора домой
Главный тренд рынка облаков и услуг дата-центров сегодня — массовая локализация ИТ-ресурсов. Зарубежные облачные платформы стали недоступны для российских компаний либо ввиду прямого запрета, либо из-за невозможности оплаты из РФ.
Отечественный бизнес вынужден минимизировать риски путем перевода всей ИТ-инфраструктуры в Россию. Мы видим существенный рост спроса на ресурсы внутри РФ и заметный недостаток предложения.
Текущая ситуация попадает под определение «рынок провайдера». В среднем объем клиентских запросов на услуги и инфраструктуру в ЦОДах примерно в 2 раза превышают доступные ресурсы.
В то же время в режиме конверсии запросов в реальные контракты провайдеры пока справляются, корректируя технические требования с учетом целей проекта и подбирая адекватные решения.
Еще один существенный фактор — недостаток предложения на рынке физического оборудования. Сегодня затруднительно свободно приобрести серверы, СХД и сетевую инфраструктуру.
Прогноз тут давать пока сложно — многое зависит от действий китайских и других альтернативных вендоров. А они затаились и ждут. Возможно, будет предпринята попытка использовать Россию как объект для торга, чтобы вернуться на рынок США.
Платформа возможностей
Бизнес уже давно стремится максимально избавиться от лишних задач по организации работы «железа» и перейти к развитию на основе сервисной модели. Компании хотят получить готовые ИТ-сервисы.
Например, «база данных как сервис», чтобы не пришлось создавать все ИТ-окружение для работы БД, или контейнеры со средствами для управления контейнеризацией. Также востребованы сервисы типа хранилища S3, Terraform, балансировщиков нагрузки и др.
Все это компании хотят получать «из коробки» и при минимуме кадровых затрат. На этот запрос хорошо отвечают предложения крупных облачных игроков. Однако это все еще не сервис, доступный по одному клику.
Сегодня открывается огромное окно возможностей для облачных гигантов — при наличии масштабных платформ они способны создавать такие сервисы. Таким образом они смогут перекроить рынок, существенно увеличив долю.
Мультиклауд и гибриды
Для требований бизнеса, которые невозможно закрыть ресурсами крупных игроков, по-прежнему доступны решения от более мелких и гибких провайдеров. Они готовы предоставлять инфраструктуру на базе классических платформ VMware.
Такие провайдеры могут сделать первый шаг к полноценному PaaS через партнерство с «гиперскейлерами». Для клиентов появляется возможность создания кастомизированных облачных решений без переезда или дополнительного подключения.
Один инструмент можно взять из облака «Яндекса» или VK, другой — у «родного» провайдера, добавить к этому физическое оборудование в ЦОДе, где можно размещать критически важные элементы ИТ, создавая полноценную мультиклауд-архитектуру.
Барьеры для использования зарубежных облаков стали дополнительным стимулом к переходу на гибридные и мультиклаудные решения.
M&A-активности
В прошлом году произошло несколько серьезных сделок на рынке дата-центров и телеком. В частности, «ЭР-Телеком» приобрел «Акадо», «Билайн» — IBS DataFort, МТС — GreenBushDC, «Ростелеком» купил целый ряд ЦОДов и ИТ-компаний.
В таком ритме слияний и поглощений пройдут ближайшие пара лет на российском ИТ-рынке. Чем крупнее компания, тем больше у нее возможностей по найму программистов для эксплуатации и развития передовых облачных платформ, адаптации новых инструментов и технологий.
Мелким игрокам будет сложнее выживать — конечный продукт, который требуется клиенту, трансформируется и становится все более сложным. Небольшие компании не смогут создавать многоуровневые комплексные платформы.
Кадровые сдвиги
Что касается кадров — можно отметить два момента.
Во-первых, ряд вендоров оборудования, которые отказались от работы с Россией, освободили большой кадровый ресурс. Их персонал вышел на рынок труда, и его достаточно активно нанимают компании, ранее пользовавшимися продуктами этих вендоров.
Например, компания Cisco ушла из России. Соответственно, любой федеральный оператор связи, у которого в среднем 40% всего оборудования от Cisco, хочет получать поддержку. Но купить ее уже невозможно. Естественное решение — нанять уволенных вендором людей, создав свою in-house поддержку.
Таким образом будут создаваться сервисные подразделения с высоким уровнем компетенций по поддержке оборудования и софта внутри России, которые не имеют прямой связи с вендорами.
Во-вторых, очевидна потребность в архитекторах облачных платформ. Изменения рынка и консолидация предложения крупных провайдеров вызовет спрос на специалистов, которые смогут выстраивать рабочие облачные системы из купленных у различных игроков ресурсов.
Такие архитекторы должны обладать компетенциями во всех приобретаемых сервисах от разных провайдеров, чтобы из этих «кубиков» построить то, что требуется бизнесу. Раньше с этими задачами справлялись сами провайдеры и их специалисты, но по мере роста рынка их внутренних сил не хватит.
Одно окно
Еще один тренд — развитие рынка в сторону единого окна для доступа к сервисам различных крупных провайдеров. Анализируя сделки по слиянию и поглощению, можно сделать вывод, что телеком-компании «обрастают» компетенциями в ЦОДах, облаках, ИБ и разработке софта.
Компетенции внутри одного ИТ- или телеком-холдинга постоянно наращиваются и расширяются, чтобы сделать клиенту максимально широкое предложение.
Например, условный завод в Рязани сможет получить от привычного телеком-провайдера в режиме «одного окна» разработку ПО, внедрение CRM-системы, размещение данных, современные облачные сервисы и т.д.
Конкуренция на рынке есть. Если ты не даешь какой-то сервис, значит, его предоставит конкурент. Чтобы выживать, компании вынуждены заниматься постоянным развитием.
Вероятный следующий шаг развития — появление «национального мультиклауда» по аналогии с «Гособлаком», только с прицелом на коммерческих клиентов. До такого уровня интеграции еще далеко. Но он возможен и, самое главное, будет востребован клиентами.
Поэтому его появление — вопрос времени.
Источник: Роман Шулимов, директор по продажам компании Linxdatacenter