25 мая 2022 г.
Внутренний туризм становится все более востребованным: за последние пять лет почти каждый второй хотя бы раз отдыхал в России. Самыми популярными регионами остаются Крым, Краснодарский край, Байкал, Алтай и Сочи.
- Планируют взять отпуск этим летом 37% россиян, 17% ограничатся отдыхом в выходные дни.
- Предстоящий летний сезон наши сограждане собираются провести дома (52%) и на даче (39%).
- За последние пять лет треть россиян неоднократно совершали туристические поездки по России (33%).
- В той или иной степени знакомы с госпрограммой «Туристический кешбэк» 79%, собираются ею воспользоваться в этом году 13%.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного планам россиян на предстоящий летний сезон.
Летний отдых: где и с кем?
Изменение геополитической ситуации, санкции и приостановка авиасообщения России с рядом стран незначительно отразились на отпускных планах россиян: планируют взять отпуск этим летом 37% россиян (+6 п.п. к 2020 г.). Для 16% его оптимальная продолжительность — две недели, для каждого десятого — месяц (10%). Краткосрочный отпуск длиной в неделю или, напротив, слишком длительный (больше месяца) менее предпочтителен для граждан: его берут заметно реже (6% и 5% соответственно). Достаточно выходных дней для восстановления сил 17% россиян.
Отдыхать летом дома в этом году будут половина россиян (52%, —9 п.п. с 2020 г.). За городом, на даче или садовом участке — 39% (+5 п.п. за год). Поездку в другой город или село России намерены совершить 14% — максимальное значение с 2018 года. Наиболее привлекательными направлениями внутреннего туризма в этом году стали Москва и Санкт-Петербург / Ленинградская область (10% и 15% соответственно). На Черноморское побережье Кавказа планируют поехать 12% (в 2020 г. — 6%), в Крым — 9%. Меньшей популярностью пользуется отдых за границей (за пределами бывшего СССР) — 7% и в других местах на территории бывшего СССР (кроме Прибалтики) — 3%.
Спрос на услуги туристических агентств в последние годы находится на стабильно низком уровне: организовывать отпуск граждане предпочитают самостоятельно без обращения в агентства (94%).
Каждый пятый поедет в отпуск с одним или двумя членами семьи — 19% и 21% соответственно. Семейный отдых вчетвером и впятером планируют провести 15%. Каждый десятый проведет отпуск в компании пяти и более домочадцев (11%).
Внутренний туризм: потенциал роста
Туристические поездки по России становятся все более востребованными. Почти каждый второй за последние пять лет хотя бы раз проводил отпуск в других регионах России (48%, +6 п.п. за год): каждый третий совершал туристические поездки по стране неоднократно (33%), 15% — единожды. Наибольший интерес к внутреннему туризму демонстрируют молодые люди
Крым — самое востребованное туристическое направление внутри страны. При возможности полуостров посетили бы четверть россиян (24%, 2021 г. — 29%). В Краснодарский край отправились бы 17%, среди молодежи
Сколько стоит отпуск
Стратегия планирования бюджета на отпуск постепенно меняется. Доля тех, кто целенаправленно откладывает на отдых, сравнялась с долей россиян, оплачивающих его из текущих доходов (37% и 36% соответственно). В прошлые годы наши сограждане полагались преимущественно на сбережения (2018 г. — 45%, 2019 г. — 43%, 2020 г. — 42%).
Финансовое планирование отпуска изменилось, несмотря на существенный рост расходов на туристические поездки. В среднем этим летом россияне собираются потратить 45 089 руб. на одного отдыхающего. По сравнению с 2021 годом прирост в рублевом исчислении составил 13 п.п. (2021 г. — 40 022 руб.).
Отсутствие денег — основная причина остаться дома этим летом (41%). Гораздо реже отказаться от туристических поездок граждане вынуждены из-за работы и отсутствия отпуска (15%), а также по состоянию здоровья (8%).
Программа «Туристический кешбэк»
Россияне хорошо осведомлены о возможности сэкономить в поездках по России: 79% в той или иной степени знают о программе «Туристический кешбэк», по которой государство возвращает до двадцати процентов стоимости туров по стране (+9 п.п. с 2020 г.). За два года существования программы уровень качественной информированности о ней вырос вдвое (19% в 2020 г. vs 38% в 2022 г.). Впрочем, пока туристический кешбэк не получил широкого распространения — госпрограммой воспользовались только 2%, 13% собираются это сделать в текущем году.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ