27 мая 2022 г.
Глава Intel Пэт Гелсингер (Pat Gelsinger) в ходе проходящего в Давосе экономического форума высказал неожиданно пессимистичный взгляд на перспективу ослабления мирового дефицита чипов, что терзает ИТ-индустрию с начала 2021 г. «Мы прошли едва ли полпути, — заявил топ-менеджер. — По моим ожиданиям, нехватка будет ощущаться по меньшей мере до 2024 г. Чего ещё нам недостаёт на протяжении последних
Нужно больше предложения
Ещё в конце прошлого года в ИТ-отрасли царили куда более позитивные настроения. Казалось, причины нехватки микропроцессоров — в первую очередь разного рода служебных контроллеров — чётко определены и локализованы, и на их искоренение выделено достаточно средств. Саймон Сегарс (Simon Segars), глава компании Arm, с некоторой даже гордостью отметил, выступая на ноябрьской конференции Web Summit в Лиссабоне, что в ближайшие пару лет на создание новых чипмейкерских фабрик — с учётом всех сопутствующих расходов, включая стоимость оборудования, выкуп земли, постройку зданий и т. д. — в мире совокупно будет тратиться около 2 млрд долл. США каждую неделю.
Собственно, уже начиная с середины текущего года ожидался постепенный ввод в строй новых фабрик, строительство которых стартовало в начале 2021 г. В течение же 5 лет глобальные мощности по выпуску полупроводниковых кристаллов должны были вырасти относительно прошлогоднего уровня в 1,5 раза — чего для купирования дефицита чипов хватило бы с лихвой. И, строго говоря, в среднесрочной перспективе высказывание Пэта Гелсингера вполне согласуется с оценкой его коллеги из Arm — за тем лишь исключением, что Саймон Сегарс предупреждал полгода назад: ввода в строй сколько-нибудь значимых чипмейкерских мощностей раньше второй половины 2022 г. ждать не стоит.
Теперь же глава Intel сдвигает этот срок на
Да в сущей мелочи: мало построить здание микропроцессорной фабрики — надо ещё и установить туда оборудование. Те самые литографические машины (сканеры, степперы), на которых производится превращение чистой кремниевой пластины в блок готовых к дальнейшей обработке — разрезке и упаковке — процессоров. Компаний, имеющих необходимые компетенции для изготовления таких машин, в мире считанные единицы. Причём среди них одна только голландская ASML способна выпускать наиболее прогрессивные степперы, готовые к работе по технологическим нормам до 2 нм, а в перспективе и ещё более миниатюрным.
Мощности этого производителя по объективным причинам ограничены: заказанные Intel в I кв. 2021 г. новейшие степперы EXE:5200 начнут поставляться голландцами не ранее
Нужно больше спроса
В итоге немедленному — ну, хотя бы в пределах полутора-двух лет — наращиванию мощностей мировых микропроцессорных производств препятствует естественным образом возникшее «бутылочное горлышко» ключевых — станкостроительных — технологий. Естественность же его появления обусловлена чисто экономическими причинами: слишком много средств на протяжении слишком долгого времени пришлось бы вкладывать, чтобы достичь с нуля того уровня технологических компетенций, на котором находится сейчас ASML. Нецелесообразно! Рынок сбыта литографических степперов чрезвычайно узок — точнее, был узок до самых недавних пор, пока множество стран и регионов мира не озаботились обеспечением микропроцессорного суверенитета.
По оценке Минторга США, в 2021 г. глобальный спрос на чипы вырос на 17% относительно уровня
Возможно, ASML как безусловный лидер в области проектирования и постройки степперов сама могла бы расширить производство на фоне неуклонно растущего спроса, раз уж прямая конкуренция с ней с финансовой точки зрения неразумна. Но и на этот шаг потребуются значительные инвестиции плюс немалое время, а его, может оказаться, у глобальной ИТ-индустрии и нет.
Пэт Гелсингер допустил всё в том же давосском интервью, что в ближайшие шесть месяцев в мире с немалой вероятностью может начаться рецессия — и связанный с ней незамедлительный резкий спад спроса на высокотехнологичное оборудование, в том числе на чипы. Что тогда ASML будет делать с избыточными производственными мощностями по выпуску степперов? Продавать литографические машины в Россию, где есть и острая потребность в них, и свободные средства благодаря невиданному профициту внешней торговли (190 млрд долл. США на конец мая)? Смешно, учитывая нынешний уровень международной напряжённости.
Об угрозе глобальной рецессии всё громче предупреждает не один только глава Intel. Только за последние несколько дней о возможности структурного разворота ведущих экономик мира от роста к падению говорили во Всемирном банке, в крупнейшей международной компании по управлению активами BlackRock, в аналитических кругах.
И первой ласточкой трудных времён в мировой экономике становится, судя по всему, падение торговой активности внутри Китая на фоне сокращения доходов широких масс потребителей. Топ-менеджер китайского чипмейкера SMIC Хайцзюнь Чжао (Haijun Zhao) сообщил о стремительном сокращении спроса на смартфоны, ПК и бытовую электронику в КНР: у некоторых заказчиков компании на складах накопился уже пятимесячный запас СБИС, ещё совсем недавно таких дефицитных.
Но даже если глобального спада экономики всё-таки не случится, грозные его признаки уже сегодня удерживают производителей чипмейкерского оборудования от расширения своих производств: слишком уж неподъёмной выйдет цена просчёта. А значит, Пэт Гелсингер в любом случае прав в своём пессимизме: выправится экономическая ситуация — мир ожидает ещё более острый дефицит чипов на
Источник: Максим Белоус, IT Channel News