27 июня 2022 г.
Первой действительно крупной ласточкой на этом направлении стала федеральная розничная сеть «Связной». По сообщению «Коммерсанта», она приступила к продажам на территории РФ ввезённых при посредничестве дистрибьюторов, но в обход прежних прямых каналов продаж смартфонов и умных часов Samsung, новых смартфонов Apple, популярных игровых консолей Sony, Microsoft и Nintendo.
Что получает покупатель?
Ожидается, что по сравнению с расценками до
Тем более, что предлагающая везённые по схемам параллельного импорта товары сторона принимает на себя и гарантийные обязательства. Затраты на обслуживание техники, вышедшей из строя в период гарантии не по вине пользователя, будет, как сообщается, нести фактический импортёр товара. Если же за признанное нерабочим сложное устройство покупатель вознамерится вернуть деньги, то заниматься этим будет уже ритейлер.
Ранее в СМИ появлялись сообщения о невозможности активировать на территории России смартфоны той же самой Samsung, ввезённые менее крупными ритейлерами по собственным каналам параллельного импорта. Эта южнокорейская компания в целом придерживается довольно жёсткой политики региональной привязки своих гаджетов — в понятном стремлении на каждом из локальных рынков обеспечить проведение наиболее приемлемой для себя ценовой политики.
Однако партии «трубок» Samsung, представленные в «Связном», предназначены, как сообщает издание, для эксплуатации в странах ЕАЭС, — именно потому их активация в РФ производится без каких бы то ни было затруднений. Точно так же и фирменное сервисное обслуживание для них доступно на территории ЕАЭС, что в значительной мере снимает целый ряд бытовых потребительских вопросов — в плане замены повреждённых в ходе эксплуатации матриц, нормального функционирования фирменного ПО вендора (которого на смартфонах этого вендора традиционно предустанавливается немало) и т. п.
Ситуация с параллельно импортированными игровыми консолями несколько сложнее. Сами по себе они потребителю не слишком интересны, — покупают их ради игр, которые, в отличие от игр для ПК, распространяются централизованно. Точнее, уже не распространяются: так, ещё в начале марта Sony объявила о временном уходе с российского рынка подразделения PlayStation, включая онлайн-магазин игр PS Store, — российские банковские карты к оплате он не принимает (хотя формально продолжает оставаться доступным, и распространяемые бесплатно игры загружать из него по-прежнему можно). Впрочем, игры на физических носителях (оптических дисках, картриджах) доступны в РФ по-прежнему — в том числе и с завозом тоже по параллельному импорту.
Что получит канал?
Интересно утверждение президента «Связного» Алексея Вуколова, которого цитирует «Коммерсант»: докризисных запасов потребительских ИТ-товаров в целом по российскому рынку должно хватить ещё на 3 месяца (дата публикации оригинальной статьи, напомним, —
Источники издания также сообщают, что целый ряд российских ритейлеров также приступил к реализации ввезённых путём параллельного импорта ИТ-товаров — однако компании эти не решаются (пока?) официально заявлять о начале подобной деятельности. Мотивы подобных опасений понятны: далеко не все вендоры прямо и недвусмысленно заявили к настоящему времени об уходе из России, и усложнять возможные будущие отношения с ними реализацией параллельных каналов множеству участников отечественного канала не хочется.
Тем не менее, список чётко обозначивших свою позицию «отказников» постепенно пополняется. Глава Microsoft Брэд Смит буквально на днях заявил прямо: «Что касается России, то мы работаем там всё меньше и меньше, пока ничего — или почти ничего — не останется». Cisco также официально подтвердила планомерное сворачивание своего бизнеса в России и Белоруссии. Главный исполнительный директор HPE Антонио Нери уведомил российских партнёров официальным же письмом о полном уходе из РФ и РБ. Аналогичное заявление сделала и компания HP. Вряд ли стоит ожидать, что пребывающие до сих пор в состоянии неопределённости ИТ-вендоры в скором времени сделают выбор в пользу продолжения business-as-usual в России.
А значит, параллельному импорту быть, — поскольку директивно сдерживать естественное стремление коммерсантов к получению прибыли долгое время невозможно, о чём ясно свидетельствует вся история мировой торговли. В реалиях замедления ИТ-индустрии вследствие безудержного роста издержек в ведущих глобальных экономиках российский рынок, по-прежнему остро недонасыщенный высокотехнологичной продукцией и располагающий обширными финансовыми ресурсами, продолжает оставаться желанным для глобальных вендоров.
И те, безусловно, найдут способы посодействовать со своей стороны приемлемой для них самих организации параллельного импорта. В конце концов, обосновала же в конце мая глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен необходимость для Европы приобретать российскую нефть (вопреки вводимым самим же ЕС санкциям!) тем, что в противном случае эта нефть будет-де продана по более высоким ценам другим покупателям, — и тогда РФ получит ещё бóльшую прибыль.
Так что если российский ИТ-канал освоит организацию параллельного импорта без содействия официально ушедших из РФ поставщиков — включая техобслуживание, поддержку, ввоз комплектующих и т. п., — то сами вендоры также недополучат немалую часть средств, на которую имеют полное право рассчитывать. Судя по приведённому в исходной статье «Коммерсанта» замечанию об участии дистрибьюторов в организации поставок «Связным», деятельное взаимопонимание по этому вопросу на взаимовыгодной (не тавтология!) основе в ИТ-канале уже постепенно налаживается.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News