7 июля 2022 г.
Сразу несколько опрошенных «Известиями» представителей российского ИТ-канала подтвердили, что ввоз ноутбуков в страну по отличным от стандартных схемам покуда никак не удаётся толком наладить. Коммерческие риски слишком велики, и с учётом того, что середина лета никогда не относилась к пиковым сезонам продаж вычислительной техники, ожидать появления новых партий подлинно «параллельных» мобильных ПК — да к тому же в основном ещё и без предустановленной ОС — следует не раньше августа-сентября.
Дорого и непонятно
Розничная торговля — занятие в принципе рискованное, но в приложении к сегменту ноутбуков неопределённость сегодня особенно велика. Начать хотя бы с того, что весной, на волне панических настроений и в условиях стремительного обрушения курса рубля, ряд участников рынка пополнили свои склады мобильными ПК в расчёте на длительный период разрыва торгово-логистических связей.
Реализовывать эти запасы с адекватным пересчётом долларовой цены в рублёвую при нынешнем курсе национальной валюты пришлось бы себе в убыток, — чего при прочих равных коммерческие предприятия, разумеется, постараются не допускать. Впрочем, актуальный курс рубля тоже нельзя назвать ни приемлемым (ранее первый вице-премьер России Андрей Белоусов называл оптимальным для российской промышленности диапазон в
При этом в целом по миру ноутбуки дешевеют, и во второй половине текущего года источники тайваньского издания Digitimes ожидают глобального сокращения спроса на них (точнее, на мобильные ПК с предустановленной ОС Windows). Но организация мультимодальных поставок сама по себе — дело непростое, затратное. И потому долларовая себестоимость перенаправленных в Россию через параллельные каналы подешевевших ноутбуков (высвободившихся на других страновых рынках из-за снижения спроса) всё равно окажется для ритейлеров выше, чем если бы эти гаджеты поступали к ним привычным путём.
Не стоит забывать и о дополнительных издержках, которые при организации мультимодального ввоза вынужден принимать на себя поставщик. Это и обеспечение гарантийных обязательств, и приведение товара в ожидаемый российским потребителем вид — как минимум гравировка (либо наклейка) литер кириллицы на клавиатуры всей завозимой по параллельному импорту партии ноутбуков.
Вкупе с ожидаемым в ближайшие месяцы, если не недели возвратом рублёвого курса в оптимальный диапазон всё это приведёт к объективному повышению розничных цен на ноутбуки примерно до того же уровня, на котором находятся сегодня доступные у ритейлеров гаджеты, закупленные в начале весны при курсе около (и более) 100 руб./долл. И поскольку складские запасы ноутбуков в российском ИТ-канале на данный момент не исчерпаны, да и покупатели не спешат в летний период тратиться на откровенно дорогие (по старой памяти, — всем ведь ещё памятны февральские ценники) модели, параллельный импорт ноутбуков как минимум до середины августа самым закономерным образом обречён пребывать в минимально активном состоянии.
Окошко от яблочка
В упомянутом чуть выше предсказании источников Digitimes о снижении мирового спроса на ноутбуки во второй половине текущего года есть важная оговорка. Речь идёт о так называемых Wintel-компьютерах — от «Windows» + «Intel»: на базе процессоров архитектуры х86 (по большей части выпущенных именно Intel, хотя в последнее время ширится ассортимент неплохих ноутбуков на основе мобильных чипов AMD) и с предустановленной ОС Windows.
В глобальной рознице поставки мобильных ПК вовсе без операционки либо с какой-то версией Linux ничтожно малы. По сути, единственным значимым соперником Wintel-систем на мировом рынке ноутбуков выступают макбуки — мобильные компьютеры под маркой Apple, в последние годы, кстати, базирующиеся уже не на Intel, а на ARM-чипах собственной разработки — M1, а теперь и M2.
Так вот, тайваньские аналитики ИТ-рынка ожидают — опираясь не на абстрактные рассуждения, а на инсайдерскую информацию от ODM-сборщиков всё тех же ноутбуков — что во второй половине
«Известия», кстати, отмечают, что параллельный ввоз макбуков в Россию уже с июня идёт довольно бойко, — они доступны как в магазинах официального ритейлера Apple, так и на крупных Интернет-площадках. На пользу этим мобильным ПК как товару, как ни парадоксально, идёт их подчёркнутая элитарность. Потенциальная аудитория покупателей MacBook достаточно стабильна и не скупясь даёт за осознанно выбираемый продукт высокую цену, что позволяет ритейлерам получать неплохую маржу даже в условиях скачущего курса и необходимости налаживать параллельные каналы поставок.
Wintel-ноутбуки же представлены в широчайшем диапазоне цен и аппаратных конфигураций, — у любого крупного онлайн-ритейлера в ассортименте одновременно присутствуют
Linux как бизнес-возможность
Интересно, что уже сегодня, по свидетельству опрошенных «Коммерсантом» экспертов, до 60% ноутбуков ввозят в Россию без предустановленной Windows — в частности, потому, что Microsoft откровенно заявила устами своего главы Брэда Смита о намерении поступательно сокращать бизнес в России, — «пока там совсем ничего не останется».
В розничной цене Wintel-системы до 10% приходится на лицензию предустановленной ОС. Так что стремление организующих параллельный импорт поставщиков сократить себестоимость товара в том числе и за счёт отказа от операционки вполне понятно: к осени доля ноутбуков с пометкой «без ОС» в перечне характеристик в российской рознице вырастет уже, как ожидается, до
Ряд отечественных экспертов уверен, что на «голые» ноутбуки российский пользователь, в особенности геймер, будет без зазрения совести устанавливать пиратские версии Windows. Впрочем, Минцифры изучает возможность обязать продавцов реализуемых в РФ персональных компьютеров предустанавливать на них российские ОС — в основном, построенные на основе ядра Linux, как «Альт» или Astra Linux.
В этой связи для ритейла особенно актуальным становится направление пользовательского просвещения: практически все доступные под Windows приложения имеют в основанных на Linux ОС функциональные аналоги, — надо только собрать их в единый пакет и предложить покупателю «голого» ноутбука. Возможно, за дополнительную плату, подразумевающую предоставление услуг по инсталляции, настройке и первичному ознакомлению.
В целом, наличие у ритейлера пакетов востребованного ПО и адекватной службы поддержки, нацеленной на деликатное преодоление потребительских страхов перед незнакомой ОС, наверняка приведёт к росту клиентской лояльности — и может даже стать заделом для формирования более профессиональных структур по сопровождению «железа», реализуемого малым и средним бизнес-заказчикам. Учитывая, что Wintel-компьютеры с российскими IP-адресами уже сталкиваются со сложностями при попытке загрузить обновления для Windows 10/11, скорейшая переориентация на отечественные ОС представляется для частных покупателей и небольших компаний вполне разумной целью.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News