20 июля 2022 г.

Аккумуляторные батареи для источников бесперебойного питания (ИБП) тоже попали под санкции наряду с софтом, аппаратными компонентами, «облаками» и другими товарами. Особенность батарей состоит в том, что это, во-первых, расходные материалы – как, например, «расходка» для принтеров/МФУ, а во-вторых, они имеют ряд ограничений.

Особенности ИБП

Ресурс аккумуляторов ограничен как количеством циклов заряда-разряда, так и сроком годности элементов. Дело в том, что это изделия со сложными химическими соединениями внутри, которые теряют свои свойства с течением времени.

Важно, что ИБП требуют техобслуживания, это не устройства класса «поставил-и-забыл». «Источники бесперебойного питания представляют собой сложное электротехническое изделие, требующее регулярного технического обслуживания в период как гарантийного, так и постгарантийного периода, которое должно выполняться квалифицированными специалистами с использованием оригинальных запасных частей», – подчеркивает Татьяна Бережная, директор по маркетингу компании «Системотехника» (бренд «ИМПУЛЬС»).

Срок службы батареи ИБП зависит от типа используемой аккумуляторной батареи. Для базовых вариантов срок службы – 3 года, отмечает Кристина Вишневецкая, директор по развитию бизнеса IPPON. Разумеется, производители стремятся увеличить срок службы, создавая для этого различные технологии.

«Например, технология BMS (battery management systems) позволяет в режиме реального времени мониторить состояние каждой батареи и, что более важно, выравнивает напряжение между всеми последовательно включёнными аккумуляторами, предотвращая перезаряд и преждевременную деградацию каждой АКБ», – отмечает Максим Жигаленков, директор по работе с партнерами «Сайбер Электро».

Есть более продвинутые решения, позволяющие создавать «long live АКБ» со сроком службы до 10 лет, напоминает г-жа Вишневецкая, но построенные на них устройства стоят заметно дороже, поэтому их выбирают нишевые потребители, например, операторы ЦОДов.

ИБП ИМПУЛЬС ФРИСТАЙЛ 1000-3000 ВА

«Системотехника» – российский разработчик и производитель систем защиты электропитания торговой марки «ИМПУЛЬС». Компания занимается проектированием и производством источников бесперебойного питания, карт сетевого мониторинга (SNMP) и систем мониторинга аккумуляторных батарей (BMS) на собственных производственных линиях.

Производственные площадки компании включают автоматическую линию монтажа SMD компонентов и волновой пайки, участок ручной пайки, автоматизированное производство жгутов и кабельных сборок, цех металлообработки и т. д. Таким образом, компания заслуженно имеет подтвержденный Минпромторгом статус отечественного производителя с наличием соответствующих записей в Реестре российской радиоэлектронной и промышленной продукции, что особенно актуально в рамках программ импортозамещения при работе с государственными заказчиками.

В первую очередь в линейке компании хочется выделить ИБП ИМПУЛЬС серии ФРИСТАЙЛ как самый популярный продукт. Данная линейка ИБП с двойным преобразованием (Online) в мощностях от 1000 до 3000 ВА имеет универсальную конструкцию исполнения корпуса, отличаясь компактными габаритами, высокими эксплуатационными характеристиками, качеством, надежностью и ремонтопригодностью. И, что немаловажно, данная модель может быть, кастомизирована под любые требования заказчика, включая нестандартные решения, не имеющие аналогов на рынке.

Из основных особенностей модели стоит выделить широкий диапазон входных напряжений, русифицированный дисплей, сегментирование нагрузки (низкоприоритетная и высокоприоритетная), малая глубина корпуса (от 315 мм), возможность “горячей” замены встроенных аккумуляторов, без отключения нагрузки и комплектования устройства АКБ с увеличенным сроком службы и повышенной энергоотдачей. В устройстве присутствует защита от перегрузки и КЗ с функцией автоматического восстановления, выходные розетки IEC-C13 и/или Schuko. Возможно исполнение устройства с двойной встроенной батарейной емкостью - для увеличения автономии и/или повышения надежности.

На сегодняшний день более 22 тыс. шт. ИБП серии ФРИСТАЙЛ установлены на объектах государственных заказчиков в рамках реализации таких национальных проектов как «Цифровая экономика», «Цифровая образовательная среда», «Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения» и т. д.

На правах рекламы.

Каков объем российского рынка был/будет?

Рынок достаточно крупный. Прошлогодний его объем г-жа Вишневецкая оценивает в 365 млн долл. Ссылаясь на данные аналитических источников, г-н Жигаленков называет цифры 400-500 млн долл.

В этом году ожидает падения. Причина в изменении состава брендов, представленных на рынке, невозможности произвести быструю замену некоторых решений и неопределенностью у ряда заказчиков, как отмечает г-жа Бережная. В количественных оценках сокращения рынка эксперты несколько расходятся. Наиболее оптимистично настроена г-жа Вишневецкая, которая прогнозирует спад порядка 8%, г-н Жигаленков более мрачно смотрит на перспективы и ожидает падения на 40-50%, г-жа Бережная занимает промежуточную позицию, оценивая сокращение примерно в 15%.

Рынок АКБ для ИБП несколько меньше, но тоже значительный. Примерно 400-600 млн долл. – такова оценка «Сайбер Электро». Падение этого подсегмента в 2022 г. тоже будет, но не такле значительное: до 400 млн долл., по оценкам г-на Жигаленкова, то есть на нижней границе итогов прошлого года.

В натуральном исчислении рынок батарей больше, чем рынок ИБП: 5 млн и 1 млн штук, соответственно, говорит Алексей Морозов, руководитель отдела маркетинга «Парус Электро». У рынка аккумуляторов есть еще одна приятная особенность. «Потребление аккумуляторных батарей для замены в уже установленном оборудовании более равномерно и не так зависит от кризисных явлений в экономике, – отмечает г-н Морозов. – Спрос на аккумуляторы неэластичный и не подвержен колебаниям в такой мере, как рынок ИБП».

Изменение рыночного рельефа после введения санкций

Ряд ключевых производителей ИБП по понятным причинам ушли с российского рынка. «На долю производителей, ушедших из России, приходилось порядка 60% объема рынка», – отмечает г-н Жигаленков. В теории есть 3 пути: «параллельный импорт», вендоры из стран, еще не присоединившихся к санкциям, – причем как старые, так и новые – и налаживание российского производства.

В списке легального «параллельного импорта» отсутствуют вендоры со специализацией ИБП, но есть глобальные компании, в номенклатуре которых источники бесперебойного питания присутствуют (например, HP и Dell). Однако с «параллельным импортом» тяжелого инфраструктурного оборудования пока нет ясности. Но – теоретически – корпоративные ИБП в канале «параллельного импорта» присутствовать могут.

К перспективам «параллельного импорта» эксперты рынка относятся скептически. На долю этого канала отводит порядка 10-20% спроса г-жа Вишневецкая; не более 5% с перспективами роста до 10% – г-н Жигаленков. Все эксперты отмечают, что параллельный импорт не сможет покрыть нужный объем, цепочки поставок тут не отлажены, а для такого формата есть ряд рисков, поэтому в итоге товар, поставляемый таким способом, получается дорогим. Кроме того, возможны проблемы с техобслуживанием оборудования, полученного по таким каналам, напоминает г-жа Бережная, поэтому позиционируя «параллельный» канал как «сомнительный» и для инфраструктурного оборудования не подходящий.

«Основную часть рынка удовлетворит стандартный импорт товара, произведенного в Китае от поставщиков, которые остались на рынке», – уверена г-жа Вишневецкая. Ряд компаний сохранили каналы поставок в РФ, а поэтому без проблем способны насытить рынок оборудованием в российском сегменте ИБП. Бодрые китайские вендоры тут особенно активны, это в основном относительно некрупные компании, которые не опасаются попадания под вторичные санкции, в отличие от гигантов из Поднебесной, приостановивших или минимизировавших деятельность на российском рынке. Также игроки рынка не исключают появление брендов из других стран – например, Турции или Казахстана – но вряд ли те смогут занять сколько-нибудь значительную долю рынка.

И, конечно, российские продукты в сегменте тоже заметны! «Там, где по условиям поставки необходим российский продукт, победит оборудование, входящее в реестр Минпромторга, – считает г-н Жигаленков. – Если страна производства не будет важна при поставке, выиграют китайские бренды».

С ним согласна Татьяна Бережная: «Ограничения становятся очевидными, когда требуется поставка отечественной продукции, подтвержденными реестровыми записями Минпромторга. Здесь приоритет остается на стороне российских вендоров, например, таких как «ИМПУЛЬС». Там же, где стоимость является решающим фактором, побеждают китайские производители с их низкой ценой благодаря массовому производству».

Вместо заключения

Российские производители имеют преимущества перед импортом, отмечает г-н Морозов, в качестве сервисов и поддержки, а также могут гарантировать непрерывность поставок и их независимость от политической ситуации. В дальнейшем по ИБП как изделиям электроники замена импорта может быть 100%, уверен г-н Морозов, но этот процесс растянется на годы.

С батареями несколько сложнее. Жизненный цикл технологии свинцово-кислотных находится на зрелой стадии, когда прибыль производителя минимальна и для рентабельности требуются высокие объемы производства. Новые игроки на этом рынке вряд ли смогут достичь конкурентоспособности, говорит г-н Морозов, но рынок литиевых батарей для ИБП сейчас в начальной стадии роста – здесь есть место для отечественных продуктов.

Оптимальным, как отмечает г-жа Бережная, является путь корректного импортозамещения с использованием наиболее подходящих комплектующих, преимущественно отечественного производства. Результатом станет создание товара, конкурентоспособного на мировом рынке.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News