28 июля 2022 г.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, что любят делать россияне.
Гулять, готовить еду и фантазировать
Свободное время играет важнейшую роль в функционировании общества, а его содержательное наполнение является маркером и качества жизни человека, и достигнутого уровня развития всего общества. Занятия, которые выбирают люди, определяются их социально-экономическими потребностями, которые проявляются в интересах и реализуются в реальном поведении.
На втором месте приготовление еды — 73% (+24 п.п.). Если 30 лет назад людям приходилось проявлять смекалку, чтобы накормить гостей, семью, то в наши дни любые продукты доступны, а разнообразие рецептов поражает. Сегодня приготовление пищи для многих стало хобби, способом проявления заботы о близких, раскрытия своих кулинарных талантов.
На третьем месте среди любимых занятий россиян сразу два варианта — мечтать, фантазировать и оставаться наедине с самим собой — 70%
Дифференциация досуговых предпочтений особенно отчетлива по возрасту, полу и образованию, в меньшей степени по потребительским возможностям и урбанизации:
- Прогулки на свежем воздухе: чаще прогуливаются женщины (90%), молодежь
18-24 лет (92%), жители обеих столиц (90%). - Приготовление еды: преимущественно женское любимое занятие (81% vs. 65% у мужчин), процент выше среди россиян с хорошим материальным положением (82%), жителей Южного федерального округа (84%).
- Мечтать, фантазировать: предпочитает молодежь до 35 лет
(76-79%), а также россияне со средним специальным образованием (75%). - Оставаться наедине с собой: чаще других это любят делать женщины (77%), 18-24-летние (72%) и граждане старше 45 лет (73%); аудитория с высшим образованием (74%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (78%).
Петь, плясать и веселиться
В топ-5 любимых занятий россиян вошли кроссворды — их любят решать 69% наших сограждан. За три десятилетия показатель вырос в 2,5 раза (1992 г. — 28%). У женщин кроссворды занимают третье место (78%), а у россиян старше 60 лет — второе (75%). Можно предположить, что рост популярности такого досуга связан с доступностью кроссвордов самых разных видов, как в печатных изданиях, так и в онлайн-формате или в формате приложений для телефона. Две трети наших сограждан признались, что любят спать — 67% (+16 п.п. к 1992 г.), особенно это занятие популярно у молодежи
- Каждый второй россиянин в наши дни любит танцевать — 53% (+13 п.п. к 1992 г.) и выпить в хорошей компании — 51% (+6 п.п.); чуть меньше отметили, что любят петь — 48% (+13 п.п.).
- Туристические походы: чаще этот отдых выбирает активное трудоспособное население
25-44 лет(75-71%). - Танцевать: преимущественно женское любимое занятие (64% vs. 40% у мужчин), процент выше также среди 25-34-летних (59%).
- Выпить в хорошей компании: предпочитают мужчины (58%), а также россияне старше 45 лет
(56-55%). - Петь: чаще других поют женщины (56%) и 18-24-летние (54%).
Письма лично сам я на почту ношу...
С ростом числа магазинов выросло и число любителей шопинга: если в 1992 г. это был каждый третий (31%), то сегодня — каждый второй (45%). За покупками чаще можно встретить женщин (56% vs. 31% у мужчин) и молодежь
- Спорить: чаще других предпочитают жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%) и активные телезрители (47%).
- Рассказывать анекдоты: преимущественно мужское любимое занятие (55% vs. 31% у женщин), процент выше также среди 18-24-летних (53%) и жителей Северо-Кавказского федерального округа (55%).
- Играть в карты: в основном это делает молодежь
18-24 лет (67%). - Охотиться и рыбачить: предпочитают мужчины (57% vs. 24% у женщин), россияне
35-44 лет (46%), жители села (45%). - Играть в шахматы: «мужской» досуг (50% vs. 21% у женщин), популярный также в Северо-Кавказском федеральном округе (45%).
- Писать письма: в 40% случаев это предпочитают делать женщины.
Треть наших сограждан в свободное время любят играть в шахматы и писать письма (по 34%). Процент шахматистов вырос с 1992 г. в 1,7 раза (20%), а доля любителей эпистолярного жанра — в 2 раза (18%). Возможно, интерес к письмам связан с приходом в нашу жизнь электронной почты.
Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, в условиях жизни, отражаются на поведении людей и использовании ими времени. Свободное время — важнейший ресурс общества и маркер ценностных ориентаций населения. За 30 лет досуг россиян стал разнообразнее, число активных и продуктивных видов досуга увеличилось в разы, а игры в карты и выпивка в компании остались на прежнем уровне. Это значит, что мы стали проводить время с большей пользой для себя и близких.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ