10 августа 2022 г.
Выручка разработчиков софта в России достигла пика в марте, а после этого стала заметно снижаться, как сообщает РБК со ссылкой на данные Росстата. Вендоры программного обеспечения по инерции все продолжают излучать оптимизм, однако ряд объективных данных говорят про изменение ситуации в продажах софта. Похоже, окончание бума оказалось там же, где было его начало!
Бум был ярким, но быстро кончился
В марте выручка от продаж софта взлетела на 62% по сравнению с показателем февраля, но уже в апреле упала (на 26% относительном марта) и продолжила снижение в мае (минус 8% от показателей апреля). Происходящее мало похоже на естественный отскок после мартовского пика, но такую динамику можно объяснить быстрым насыщением внезапно опустевших ниш национального рынка ПО.
Вакуум, образовавшийся в результате ухода ключевых игроков глобального рынка, в моменте создал острые технические проблемы у ряда корпоративных пользователей. Заказчики в сжатые сроки выполняли оперативное импортозамещение, заменяя в своей инфраструктуре решения, подлежащие немедленному апгрейду на санкционно-устойчивые, которых было немало: одни продукты утратили техподдержку, другие — возможности обновления, на третьи невозможно было продлить подписку и т. д. Но этот ударный спрос благодаря усилиям вендоров, дистрибьюторов, интеграторов и in-house-команд оказался компенсирован быстро. Острые проблемы были решены за несколько недель!
Что было внутри бума
Весной на корпоративном рынке РФ существовал некоторый отложенный спрос на продукцию глобальных вендоров, который, впрочем, так и не привел к реальным закупкам. Однако значительное количество корпоративных клиентов все же надеялись, что санкции будут сняты, а в контексте рассматриваемой нами темы это означает возможность продолжения работы на имеющемся технологическом стеке, без необходимости инвестировать в процессы импортозамещения.
Покупку российских продуктов старались по возможности отложить, но ничего не вышло. Предпосылок для возвращения глобальных вендоров на российский ИТ-рынок даже и не видно, как было отмечено в официальном телеграм-канале Минцифры РФ. Отложенный спрос, как легко догадаться, придется удовлетворять российским ПО. По мере необходимости программные продукты, попавшие под санкции, будут заменять решениями от локальных вендоров, но в рабочем порядке, без авралов.. Этот процесс, конечно, положительно отразится на продажах сегмента, но соответствующий прирост бумом назвать вряд ли будет возможно.
Российские вендоры утверждают, что мартовский рост во многом обусловлен запуском лишь пилотных проектов. Действительно, пилотные проекты, тестирование на совместимость и другие R&D-активности на корпоративном рынке в среднем длятся порядка полугода. Уже осенью российские вендоры ждут восстановления «высокого сезона» в продажах софта в рамках импортозамещения, который теперь окажется более устойчивым и захватит несколько ближайших кварталов. Правда, в силу пролонгированности вряд ли он будет «бумом».
Более того, рынок готовится к спаду! На фоне данных о буме и позитива разработчиков это выглядит странно, но для такой подготовки уже есть объективные предпосылки.
Господдержка как маркер
Поддержка ИТ-сектора со стороны государства остается на высоком уровне. От этого рассматриваемый нами объем рынка софта, конечно, не зависит, но на бизнес-показатели ИТ-компаний наличие поддержки в разных формах влияет положительно. Однако к игрокам рынка приходит понимание простых фактов: во-первых, протекционизм не будет вечным, во-вторых, его уже начинают потихоньку сворачивать, пока в виде ужесточения правил для ИТ-компаний, претендующих на льготы со стороны государства.
Минцифры предлагает вносить в список аккредитованных ИТ-структур только компании, у которых выручка от ИТ-деятельности составляет минимум 30%. Но чтобы показывать соответствие данному параметру компания-претендент должна вести раздельный учет доходов, что усложнит учет, бухгалтерию, документооборот и прочую бюрократию.
Напомним, что август начался коррекцией списка реестра аккредитованных ИТ-компаний, из которого было исключено 490 структур — как коммерческих, так и государственных. С одной стороны, это далеко не первый прецедент. Более того, это и даже не самый масштабная чистка реестра — в сентябре прошлого года в ходе очередной коррекции из него было удалено 1,6 тыс. организаций. Но, с другой стороны, августовская чистка происходила в новых условиях, которые от прошлого года радикально отличаются из-за наличия санкций и возросших требований к импортозамещению. Также важно, что в этот раз коррекция коснулась структур, чья «айтишность» не вызывала сомнений: ряда крупных банков («Тиньков», ВТБ, «Альфа-банк» и др.) и даже телеком-операторов (в частности, исключены «Межрегиональный ТранзитТелеком», «ЭР-Телеком Холдинг» и др.).
Тревожные сигналы приходят с рынка труда, но об этом поговорим в следующей части статьи.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News