24 августа 2022 г.

Эксперты фиксируют значительный спад поставок потребительских ИТ-товаров, прежде всего смартфонов, планшетов и персональных компьютеров, на географические рынки, которые совсем ещё недавно демонстрировали образцово-позитивную динамику их продаж. В то же время в России эти новинки продолжают и оставаться широко востребованными, и появляться в изрядных количествах, — и то ли ещё будет!

Их нравы

Отгрузки смартфонов в североамериканский ИТ-канал, по данным Canalys, упали во II кв. текущего года на 6% по сравнению с тем же периодом 2021-го. За те же три месяца сокращение поставок ПК в Европу достигло 18% — это уже второй квартал подряд с отрицательной динамикой для данного весьма небедного по общемировым меркам региона. В Юго-Восточной Азии всё в том же втором квартале отгрузки смартфонов снизились на 7% относительно уровня первого, а поставки хромбуков и планшетов в целом по миру с апреля по июнь рухнули на 14% год к году.

Ответственность за столь массированный спад эксперты возлагают на сочетание сразу нескольких факторов. Здесь и продолжительные локдауны в промышленных районах КНР, захватившие изрядную долю многострадального второго квартала, и общее снижение покупательной способности в «развитых» странах вследствие крайне непривычного для них взлёта инфляции, и глубокое нарушение транснациональной логистики (с удорожанием самого фрахта, топлива для судов, страховки и т. п.).

Интересно, кстати, что в сегменте ПК поставки коммерческих систем пострадали за II кв. в наименьшей степени. В то время как массовый потребитель, с ужасом поглядывая на растущие расценки на электроэнергию и топливо, принимается радикально сокращать не самые необходимые расходы, коммерческие заказчики, напротив, в конце весны — начале нынешнего лета только-только начинали толком восстанавливаться после отмены жёстких коронависрусных ограничений. Возврат на рабочие места с удалёнки провоцирует, таким образом, одновременно и сокращение потребности в частных покупках ПК, и рост бизнес-контрактов на поставки рабочих станций во вновь заполняющиеся офисы.

Смартфонный аттрактор

На этом фоне в России наблюдается заметное сокращение доли недорогих смартфонов в общих объёмах продаж: если в первом полугодии 2021-го на модели розничной ценой менее 10 тыс. руб. приходилось, по данным CS Group, 38% от общей реализации данных гаджетов в количественном исчислении, то по итогам января-июня текущего года эта доля снизилась до 27%. При этом смартфоны верхнего диапазона цен (более 30 тыс. руб.) как занимали год назад 17% рынка, так и продолжают занимать, а доля средних моделей подскочила с 46 до 56%.

Аналитики находят вполне разумные объяснения подобному перекосу в не самые экономически простые времена: мировой дефицит чипов заставляет производителей смартфонов снимать с конвейеров модели подешевле в пользу более дорогих (всё равно ведь на все микросхем не хватит, — логичнее изготовить те, что принесут бóльшую прибыль); с уходом из России Samsung перестали поставляться её в том числе и недорогие модели, бывшие весьма массовыми; при организации параллельного импорта с учётом всех издержек выгоднее везти более высокомаржинальные гаджеты и т. п.

Всё это на самом деле логично, но логика эта не отменяет простого факта: в России продолжают покупать потребительские ИТ-товары, притом не отдавая предпочтение последним завалявшимся на полках сверхбюджетным моделям, а переходя (скрепя сердце или нет — об этом статистика умалчивает) на те, что подороже. Особенно ярко о том свидетельствует оставшаяся неизменной доля наиболее дорогих гаджетов в общем объёме продаж.

Давай, здравствуйте

Более того: не далее как 17-го августа, сообщают «Известия», в России начались предзаказы на складные новики вроде бы как покинувшей наш рынок Samsung — на смартфоны моделей Galaxy Z Fold 4 и Z Flip 4. Собирать предзаказы начали федеральные сети, и ввозить их, скорее всего будут по мультимодальным каналам в соответствии с объёмами сделанных предзаказов — плюс небольшой запас сверху. С учётом, мягко говоря, немалой цены обоих складней (119 990 руб. за первый, 169 990 руб. за второй на сайте одного из анонсировавших такое предложение ритейлеров), можно сделать вывод о неготовности отечественных покупателей ИТ-устройств — хотя бы их части — даже в нынешних условиях поступаться принципами при выборе очередного гаджета.

И одними смартфонами дело не ограничивается. Те же «Известия» анонсировали начало продаж в России новейших макбуков, причём также сразу в целом ряде ведущих федеральных сетей — и по ценам, в пересчёте на доллары примерно полуторакратно превышающим актуальные европейские. Понятно, что и эти устройства попадают к нам окольными тропами параллельного импорта, — но ведь попадают же. В то время как рядовые покупатели ИТ-продукции в странах «первого мира» всё туже затягивают пояса.

Безусловно, для участников канала это не повод впадать в эйфорию: общее сокращение продаж смартфонов и ноутбуков в количественном выражении за первые шесть месяцев текущего года составило в РФ, по приводимым изданием данным, 40-50% к тому же периоду 2021-го. И стабильность спроса на дорогие гаджеты эксперты объясняют в основном тем, что не затронутые экономическими неурядицами потребители с высоким достатком, которых у нас, как выясняется, немало, продолжают следовать своим привычкам.

Но есть и хорошие новости: неназванный отраслевой источник пожаловался «Известиям» на то, что едва ли не основным препятствием к массовому параллельному ввозу ноутбуков в Россию стали для его компании затруднения с поиском моделей, у которых были бы русифицированы клавиатуры. То есть потенциальный спрос в тысячи мобильных ПК в месяц (для этого конкретного ритейлера) пока что пребывает в состоянии отложенного — поскольку канал ещё толком не отладил все тонкости механизма, который позволял бы предлагать отечественному покупателю товар с ожидаемыми им параметрами, вплоть до самых технически малозначительных.

И вот когда отладит, — более чем вероятно, что в полном соответствии с правилом сообщающихся сосудов (которое к экономике применимо едва ли не в большей степени, чем к гидравлике) в Россию хлынут те самые гаджеты, которые в «развитых» странах по вполне объективным причинам сейчас не востребованы.

Да, они окажутся дороже, в том числе из-за переделанных клавиатур (либо добавленных на них наклеек с кириллицей), плюс за счёт обеспечиваемых в ряде случаев самим продавцом гарантийных обязательств, а также по целому ряду иных вполне объективных причин. Но без новых ноутбуков и смартфонов россияне, которым эти устройства решительно необходимы, точно не останутся, — поскольку отечественный ИТ-канал готов и будет работать над этим.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News