31 августа 2022 г.
Весьма вероятно, что в ближайшему будущем ИТ получит новый мощный импульс развития — мир на грани новых коронавирусных ограничений. Локдаунов и массовой «удаленки» не хотят ни политики, ни бизнес, но готовятся к ней и те, и другие. Сказанное полностью справедливо для РФ.
Динамика, принимаемые меры, возможные перспективы
Ситуация в стране тревожная: рост заболеваемости идет в РФ девятую неделю подряд, причем динамика впечатляющая. Процент заболевших на 100 тысяч населения за прошедшую неделю увеличился на 21,2% по сравнению с предыдущей, как сообщает Interfax, показатель госпитализации за то же период вырос почти так же — на 21,1%.
Роспотребнадзор еще 2 недели назад посоветовал части регионов вернуть масочный режим, и многие начинают движение в этом направлении. Около 50% выявленных случаев на тот момент приходилось на 3 региона (Москва, Санкт-Петербург и Московская область), как сообщает РБК. Но масочный режим пока введен не в столицах, а, например, в Татарстане (только для госслужащих) и в Бурятии. Во многих регионах уже существуют рекомендации носить маски всем жителям — об этом объявили, например, Новосибирск, Республика Алтай, Кемеровская область и упомянутый Татарстан. Напомним, что такие меры обычно предшествуют введению полноценного масочного режима, который является обязательным.
Российские компании активно переводят сотрудников на удаленную работу. К дистанционному формату уже вернулось 14% компаний, по данным исследования SuperJob. Это на 3 процентных пункта больше, чем в июне, когда кривая заболеваемости коронавирусом пошла вверх. Предсказуемо, что больше всего «удаленку» практикуют компании в Москве и Санкт-Петербурге, на вертикальных рынках в лидерах организации из сферы ИТ и финансового сектора.
«Удаленка» первой волны: позитив и проблемы
Первая волна «удаленки», вызванная локдаунами весной 2020, была мощным стресс-тестом как для национального ИТ, так и для менеджмента российских компаний. Заметим, что этот стресс-тест был успешно преодолен, что продемонстрировало высокий уровень как «айтишников», так и управленцев на всех уровнях, включая государственный. Напомним, что результатом тех событий стали ряд важнейших событий для национального ИТ и рынка труда. Прежде всего, «легализация» удаленной работы как массового формата занятости, что было в последствии отражено на законодательном уровне.
Произошло массовое распространение полноценных домашних офисов. Это привело к буму спроса на ноутбуки, мониторы, МФУ и другое оборудование в позапрошлом и местами в прошлом годах. Однако сейчас мы наблюдаем естественный «отскок» — спрос на компьютерное оборудование для рабочих мест невысок во всем мире, хотя причин тому несколько.
Для национального ИТ-рельефа важно повсеместное принятие «безопасниками» новой реальности, в которой понятие периметра оказалось максимально размытым — годами этому сопротивлялись, но соответствующие решения были приняты за считанные часы позапрошлой весной. В результате «кибербез» радикально изменился, что пошло на пользу данному сегменту. «Кибербезопасность находится в списке главных приоритетов для компаний, которые проходят через цифровую трансформацию и заинтересованы в том, чтобы быстро адаптироваться к новым трендам, в то же время не оставляя без защиты свои процессы и услуги», — говорит Александр Коробко, старший менеджер по продуктовому маркетингу в «Лаборатории Касперского». Напомним, что «кибербез» хотят выделить в отдельное направление российского ИТ, чему немало способствовали события прошлой пандемии.
В технологическом плане важно массовое распространение виртуализации как универсальной платформы, обеспечивающей работу как удаленную, так и в офисе, а также мобильную. Кроме виртуализации мощные импульсы для распространения и популяризации получили ряд важных направлений: от видеоконференцсвязи до «электронной подписи». «В период пандемии произошел бум практически всех сегментов ЭДО», — говорит Николай Адеев, сооснователь Nopaper.
Глобальные поставки ПК во II квартале 2022 года упали на 12,6% год-к-году, сообщает Interfax со ссылкой на предварительные данные Gartner. Оценки IDC для Q2 еще более печальны — минус 15,5%. Кроме коррекции спроса на это падение — а оно рекордное за последние 9 лет! — повлияли общие геополитические проблемы и экономические трудности, а также последствия локдаунов и погодных катаклизмов, негативное влияние которых полностью еще не преодолено. «Кризис полупроводников никуда не делся, и большинство производителей отводят на производство и поставку не менее
4-6 месяцев», — отметил Александр Бледных, эксперт КРОК по сетевым решениям.
Вместо заключения
В техническом плане, как видно, проблемы были минимальны — прежде всего, благодаря активной работе ИТ-специалистов, а также высокой квалификации последних! — с управленческими задачами тоже справились неплохо.
Инструменты для обеспечения работы гибридных команд — а сейчас практически все компании в той или иной форме практикуют такие рабочие группы — продолжают свое развитие, одним из драйверов которого является импортозамещение. Решения для обеспечения дистанционной работы — от платформ виртуализации до систем ВКС и от корпоративных файерволов до офисных приложений — переводят на санкционно-устойчивый софт согласно требованиям времени. Для национального рынка также важно, что ситуация дает шанс множеству российских стартапов, предлагающих решения для корпоративных пользователей.
«Для крупного бизнеса сотрудничество с технологическими стартапами в условиях новых вызовов особенно актуально и перспективно», — отметил Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления «Сбербанка».
Задача хотя и объемная, но подъемная: продукты, нужные для ее решения, в канале есть. Основная проблема в данном случае — обеспечение совместимости новых компонент корпоративных инфраструктур. Напомним, что в рамках технологического стека, построенного на продуктах Microsoft, проблемы с совместимостью были минимальны — Office, Teams, Exchange взаимодействовали друг с другом практически «из коробки» — а сейчас собирать аналогичные по функциональности системы приходится с помощью продуктов разных вендоров. Обеспечение совместной работы разных программ «в одной упряжке» представляет собой непростую задачу для интегратора, зачастую эвристическую.
Как показывает практика, при «удаленке» гораздо важнее проблемы, связанные с персоналом. Они бывают как психологические (например, людям нужно живое общение с коллегами), так и организационно-технические («удаленка» в чистом виде проблематична для ряда задач, в частности, для «онбординга», когда новый сотрудник включается в работу компании или отдельной рабочей группы, работающей над заданным проектом).
Что ждет ИТ и рынок труда в условиях новых локдаунов — как официально объявляемых, так и «неформальных», когда работодатели переводят на удаленку или на гибридный формат занятости своих сотрудников? Некоторые предположения сделать можно, но об этом поговорим в продолжении разговора по данной тематике.
Продолжение следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News