31 августа 2022 г.
Сразу после 24 февраля 2022 г. прогнозы о том, что будет с российским рынком труда, колебались от: «все уедут, и у нас будет дефицит» до «всех уволят, и мы останемся безработными». Спустя полгода паника улеглась, и ни безработица, ни дефицит нам не грозят. В этом уверена Алена Владимирская, основатель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской».
И как следствие, сейчас самое время каждому понять, чего хочет именно он: «Все равно никто сейчас не знает, что и как будет, поэтому сейчас самое время просто разобраться в себе и, если необходимо, сделать перезагрузку, чтобы стать чуть ближе к своей цели. Что касается нынешнего положения дел, то ничего ужасного не происходит. Сокращения, которые могли случиться, случились. Но большинство из тех, кто попал под сокращение, пока еще не вышли на новую работу. Получив
Другой вопрос, что в совокупном доходе предложение для «белого воротничка» упало примерно на
Главное — эффективность
«Все работодатели стали „про эффективность“, — считает эксперт. — Поэтому тем, кто работал в международных компаниях, сейчас будет сложно. Больше нет историй „мы тебя научим“, нет долгосрочных проектов — только „здесь и сейчас“. Надо сразу выдавать результат: все долгосрочные проекты либо закрыты, либо разбиты на краткосрочные. Поэтому времени для долгого онбординга нет. И те, кто привык к другому стилю и ритму работы, вылетают с испытательного срока. Такого, как было раньше „мы долго искали топа, и он вроде неплохо работает эти 3 месяца, давайте подождем, может он еще покажет себя“ больше нет. И всем, кто приходит из иностранных компаний в российские, придется привыкать к новой реальности. Это не про то, что вы плохо работаете, а про то, что вы привыкли к другому. Поэтому я советую вам прийти на консультацию с запросом о том, как качественно онбордиться в российскую компанию. Лучше подготовиться, чем вылететь с испытательного срока».
Wanted!
Третье, о чем говорит Алена Владимирская, — на рынке много вакансий операционных директоров: «Операционных директоров меняют, убирают старых, усталых. Больше никто никого не держит за заслуги перед компанией. Все хотят прорывов. Кроме того, появляются новые направления бизнеса: экономика меняется, и первые лица, видя это, создают новые подразделения и компании. Поэтому сейчас так востребованы операционные директора с финансовым бэкграундом или опытом в продажах. Количество таких вакансий будет расти (во всех сферах), но ценник на них упал. В Москве предлагают зарплаты от 250 до 500 тыс. руб., тогда как раньше эти показатели были от 600 тыс. до 1 млн руб. Больше денег перекладывают в KPI-ную часть.
Востребованы руководители групп продаж, хорошие финансовые директора с опытом кредитов в оставшихся банках и реструктуризации сделок, руководители на стройку (на большие объекты гражданского строительства). Много вакансий коммерческих директоров, прежде всего в промышленности, производстве и новых видах услуг и товаров, возникших из импортозамещения. Дико востребована логистика.
Замечу, что практически нет кросс-платформенных переходов: покупают людей с близким опытом. Поэтому, если у вас нет близкого опыта, а вакансия очень нравится, надо понимать, как вас упаковывать, чтобы продать работодателю. Это возможно, но сложнее, чем до 24 февраля.
Ещё мы видим спрос на короткие проекты
Непросто
Еще один тренд, отмечает Алена Владимирская, — в бизнес вернулись собственники: «Одни просто вернулись в Россию. Другие пытаются сохранить деньги. Третьи перестраивают бизнес. И многим топ-менеджерам сейчас будет непросто. Ведь большинство из вернувшихся в операционку собственников многое забыли за то время, пока не руководили бизнесом. При этом они приходят со своими идеями, как и что надо делать. И многим компаниям, особенно тем, которые работали сами, а собственнику просто отчисляли дивиденды, придется адаптироваться».
«Сложнее всего с поиском работы сейчас будет джуниорам. Вакансий без опыта очень мало. Их и сократили первыми. Думаю, что примерно через полгода все начнёт возвращаться, но сейчас, если ваши дети ищут работу, придется включать нетворкинг: спрашивайте знакомых, где есть вакансии, просите устроить ребёнка. Для них сейчас это фактически единственный работающий канал», — считает эксперт.
А вот какие, по ее мнению, отрасли в ближайшее время будут потреблять больше всего людей: «Агро, госсектор, консалт (после ухода больших игроков консалт переосмысливает себя и теперь набирает крепких „мидлов“ с опытом работы
Но главное, что нужно понимать, это все российский бизнес, с другими зарплатами, другим отношением, стилем работы. И часто требования про „быстро принести прибыль“, граничит с обесцениванием: „ты ничего сегодня не сделал“, „ты не тянешь проект“ — кандидатам надо быть готовыми к этим реалиям».
Будущее
На вопрос «чего ожидать в ближайшее время» Алена Владимирская отвечает: «Входа международных компаний. Но это будут другие международные компании. Об этом сейчас много говорят: в ближайшие месяцы зайдёт Турция, потом Индия, арабы пока не такие активные, но тоже смотрят на Россию.
Сначала все они пойдут в „лёгкие“ с точки зрения денег проекты. Сделки по покупке заводов, больших производственных холдингов также идут (с компаниями из Китая, Индии, Саудовской Аравии), но их результаты мы увидим примерно через полгода.
А вот массового поднятия зарплат ждать не стоит. Если кто-то и будет это делать, то только точечно и индивидуально. И больших социальных пакетов не ждите, они еще довольно долго не будут расти.
Не ждите безработицы и больших сокращений. В ряде отраслей они идут, но белых воротничков быстро разбирают».
Про ИТ
«А вот для ИТ-ишников у меня неприятная новость: впервые ваши зарплаты перестают расти, а где-то даже будут падать. Это связано с тем, что во многих компаниях ИТ-проекты были сокращены, хотя сами компании живы. Более того, у нас нет дефицита ИТ-шников, о котором все кричат, — считает Алена Владимирская. — Мы его не видим, зато видим лоббизм отрасли, чтобы выбить себе преференции, и начальный страх, что все убегут.
Сейчас есть недостаток только очень сильных кандидатов. А всех остальных ИТ-ишников на рынке переизбыток. Безработица вам не грозит, но роста зарплат в ближайшие полгода не будет, и истории „раз в полгода перепрыгнул на другую работу и за год сделал Х3 к своей предыдущей зарплате“ тоже не будет».
Если говорить про релокацию, то те, кто хотел уехать сразу после 24 февраля, уже уехали. И сейчас есть два варианта переезда. Первый: жить в другой стране и работать на российскую компанию. И здесь вы ограничены только тем, готова ли компании к релокации в этой стране, и действует ли там карточка «Мир». Но надо понимать, что среди крупных компаний усиливается тренд на отказ от такой удалёнки. Все меньше и меньше разрешений на «живешь там, а работаешь на нас». И все чаще «живи, работай и получай деньги в России».
Вторая история — вы работаете на европейскую или азиатскую компанию — довольно сложная, в связи с отношением к россиянам. Но она «пробиваемая» на рынках Индии, Саудовской Аравии, чуть меньше в ОАЭ и точно возможна в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане. Но средний срок трудоустройства в ОАЭ и Саудовской Аравии — 8 месяцев. В Узбекистане — быстрее, но получать вы будете в 1,5 раза меньше, чем в России. На уровне жизни это не отражается, так как там жизнь дешевле, но есть специфика: природа, погода, адаптация себя и детей. Международные проекты есть, но чаще всего это не то предложение, которое вы ждали: оно практически всегда ниже и по уровню дохода, и по позиции«.
Самое важное — нетворкинг
А еще эксперт отмечает: «Вакансий сейчас много, но если зайти на HeadHunter, то там картина совсем другая: большинство качественных вакансий уходят из открытого поля, и связано это с тем, что подбирать сотрудников надо быстро и качественно. Цена ошибки очень сильно выросла: HR-ы боятся безумного потока соискателей, поэтому ищут прежде всего по рекомендациям либо отдают хантинговым агентствам. В открытом доступе хороших вакансий действительно мало. Что с этим делать? Пожалуй, самое важное сейчас — это нетворкинг. Надо поднять все свои связи и работать с ними.
И второе. Качественное резюме, которое необходимо разослать по всем хантинговым агентствам и не обижаться, если вам сразу не отвечают. У нас другой принцип работы. Но люди — это наши деньги, поэтому мы очень внимательно следим за совпадениями резюме и вакансий. И если ваше резюме подходит к запросу, который к нам пришел, мы вас сразу найдем.
Это не значит, что не надо размещаться на HeadHunter. Сейчас надо использовать все каналы. Никто не знает, где именно вас найдет вакансия мечты».
Источник: IT Channel News