16 сентября 2022 г.
Российские ПК как товар существуют и занимают значительную долю нашего рынка. Напомним, что с девяностых годов прошлого века наряду с «белой сборкой» от глобальных вендоров на рынке РФ были представлены системы «желтой сборки» из Юго-Восточной Азии и «красной сборки», созданные в рублевой зоне. «Красная сборка» была построена на импортных комплектующих — процессорах, материнских платах, винчестерах и т. д. — но при этом была полноценным российским товаром: отечественные сборщики выступали в качестве вендоров, поэтому отвечали за проектирование и балансировку систем, качество их сборки, устойчивость работы и, наконец, за гарантийное обслуживание.
Может, создать полностью российские компьютеры?
Сегодня на рынке и в канале широко представлены системы российского производства от разных вендоров — iRu, Depo, Kraftway, Aquarius, Dexp и других — которые прекрасно себя чувствуют, особенно в сегменте десктопов. Национальный рынок компьютеров — как общего назначения, так и специализированных систем — зависит и будет зависеть от внешних поставок готовых систем и отдельных компонент. Подход «компоненты глобальные — сборка локальная» прекрасно зарекомендовал себя за десятилетия успешной практики.
Возможно, государственная политика активизирует призывы к развитию в сторону большего импортозамещения и создания массовых «российских компьютеров» на российской же компонентной базе. Можно ли это сделать? Да еще и с отказом от «иностранных архитектур» при проектировании электроники, как призывает Минпромторг, по сообщению «Коммерсанта»? Теоретически это сделать можно, хотя в современных условиях это малореально, а в экономическом плане крайне неэффективн.
Прежде всего, сложность создания от «иностранных архитектур» определяют кадровые проблемы в отрасли, которые признал даже упомянутый Минпромторг, а профильный научно-инженерный потенциал не может появиться за пару-тройку лет. Предположим в рамках мысленного эксперимента, что российские процессоры все же созданы — представим, что за пару кварталов «народные умельцы» разработали чипы, отличающиеся от x86, ARM и других «иностранных архитектур», но при этом с достаточной производительностью. Предположим также, что эти чипы будут современными продуктами, в которых кроме традиционных вычислительных модулей также присутствуют специализированные блоки для криптовычислений, работы с AI и прочими необходимыми сегодня задачами. Но что потом делать с этими российскими разработками?
Развернуть массовое производство полностью российских процессоров, во-первых, не на чем: в стране освоено производство по технологии 180 и 90 нм, что признает Минпромторг, в то время как сейчас современные процессоры делают по технологиям 10 нм и менее, а в следующем году TSMC обещает наладить 3 нм. Во-вторых, российский рынок — напомним, его емкость составляет
Заметим, что кроме процессоров для компьютеров общего применения экономике нужно большое количество чипов для других применений — например, для банковских, проездных, SIM- и социальных карт, RFID-меток, чипов для документов и т. д. Как видно, для национального «процессоростроения» фронт работ огромен даже на оборудовании с техпроцессами начала века.
Напомним, что новые архитектуры процессоров потребуют нового технологического стека, начиная от чипсетов для производства ПК и заканчивая драйверами, «операционками» и прикладными программами. Для создания нового полноценного стека нужны огромные ресурсы — от денег до времени — которых нет и взять их негде. Предположим, для новых архитектур создали операционные системы и средства разработки, но как быть с прикладными решениями? Выполнить компиляцию имеющегося прикладного софта на новую архитектуру, конечно, можно, однако этого недостаточно: нужно убедиться в корректной работе приложений, провести аудит инфобезопасности, проверить совместимость и т. д. Работ много, затраты серьезные — часть вложений может сделать государство из политических соображений, но бюджет не бездонный! При этом достижение экономически значимых результатов — кроме импортонезависимости — под вопросом.
Вместо заключения
Может, копировать имеющиеся процессоры, как это делали во времена СССР? Конечно, это не позволит отойти от «иностранных архитектур», но зато избавит от необходимости создания нового технологического стека! Однако, это сейчас крайне проблематично — развитие техпроцессов в производстве современных микрочипов делает крайне затруднительным некогда популярный «обратный инжиниринг». Но даже если последний — теоретически — удастся реализовать, то производить современные процессоры на территории РФ все равно будет не на чем. Отставание на
Как видно, подход «глобальные комплектующие — локальная сборка» все же оптимален. Исключения существуют, но они актуальны в отдельных достаточно узких нишах, например, в системах военного назначения, используемых на объектах КИИ, работающих с legacy-решениями, для сопряжения с которыми приходится создавать отдельные ПК. Тут приходится мириться с проблемами мелкосерийного производства, в том числе, и с относительно высокой ценой.
Заставить бизнес и обычных пользователей переплачивать за системы, построенные на технологиях десяти-пятнадцатилетней давности крайне проблематично. Как и госструктуры, заметим! У заказчиков из госсектора денег все меньше, доходы федерального бюджета падают второй месяц подряд в годовом выражении — в августе на 11% после 26% в июле — сообщает РБК со ссылкой на данные Минфина. Дефицит бюджета по итогам года может составлять 2%.
К тратам на компьютеры в современных условиях все относятся крайне осторожно, желая на каждый потраченный рубль получить больше производительности. С уходом с рынка глобальных вендоров «красные ПК» активно занимают освободившиеся ниши. Но, опять же, с системами, построенными по принципу «глобальные комплектующие — локальная сборка». С глобальными комплектующими сейчас тоже проблема — Intel, AMD, Nvidia и даже Qualcomm с российского рынка ушли.
Однако процессоры — устройства компактные, ввоз их в нужных масштабах можно наладить и «в чемоданах». Такой старомодный подход, который практиковали в ранних девяностых, позволит несколько нивелировать раскол глобального рынка и российского.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News