17 октября 2022 г.
Недавнее сообщение «Известий» о появлении в российских Интернет-магазинах офисного пакета Microsoft 365 может показаться свидетельством едва ли не прямого (пусть и негромкого) бунта американского разработчика против рестрикций, введённых в отношении России администрацией Байдена. Отнюдь: юридически безупречная возможность поставлять свои продукты в РФ у ИТ-компаний со штаб-квартирами в США всё это время имелась.
Другое дело, что до сих пор не все готовы были ею в полной мере пользоваться. Microsoft в этом плане может оказаться застрельщиком деятельной смены курса американских вендоров — но, впрочем, действовать теперь придётся уже на совершенно ином рынке, чем тот, что складывался в России до
Office — он есть, но его как бы нет
Беглый поиск по популярному агрегатору предложений Интернет-магазинов свидетельствует, что российским покупателям и сегодня доступны такие продукты, как «Microsoft 365 для семьи», Microsoft Office Home and Business 2021, «Microsoft 365 Персональный», «Microsoft Office для дома и учёбы 2021» и т. д., причём с заметными дисконтами — от 15 до 60% относительно цен, характерных для начале текущего года.
Понятно, что по большей части это лицензии ограниченного срока действия, ввезённые в страну ещё до начала специальной военной операции. Однако сама возможность активировать такую лицензию на территории РФ — пусть и с понятными ограничениями, распространяющимися на Крым и вошедшие в состав России совсем недавно территории, — подразумевает готовность американского разработчика продолжать рассматривать нашу страну в качестве перспективного рынка.
«Известия» подчёркивают в своём материале, что сворачивание активности Microsoft в России весной этого года было внутренней инициативой самой компании. Действительно, в начале апреля входящее в состав Минфина США управление по контролю за иностранными активами (OFAC) особым документом подтвердило законность экспорта в Россию целого ряда ИТ-продуктов (включая аппаратное, программное обеспечение и услуги), существенных для устроения регулярного информационного обмена через сеть Интернет. И поскольку, к примеру, в состав Microsoft Office 365 Business Premium входит служба Teams, а лицензия на Teams отдельно не продаётся, включающий её продукт вполне может быть доступен заказчикам из РФ без каких бы то ни было нежелательных последствий для экспортёра.
Более того, действующие ныне ограничения на поставки в Россию высокотехнологичных товаров производства США и продукции других стран, для изготовления которой используются американские технологии, в целом не касаются «потребительских коммуникационных устройств» — имеются в виду персональные компьютеры, модемы, мобильные телефоны, цифровые камеры. Иными словами, ноутбук с предустановленной Windows и пробной версией Office 365 — вполне легальный товар для ввоза в РФ даже напрямую, без использования каких бы то ни было мультимодальных каналов поставки. Другой вопрос, что множество американских ИТ-компаний по собственному почину ещё весной сочли за лучшее такой экспорт прекратить.
Ехать или шашечки
В июле Microsoft отчиталась о финансовых итогах IV квартала своего
Три месяца спустя ситуация не улучшилась: Canalys фиксирует спад отгрузок персональных компьютеров за календарный III кв. 2022 г. на 18%, причём ноутбуков отдельно (а именно они чаще всего поставляются с предустановленным комплектом ПО) — на 19% год к году. Российский рынок и ПК, и программных пакетов для них невелик в мировом масштабе, однако по насыщенности свободной денежной массой (в процентах от ВВП) он сегодня значительно превосходит самые развитые экономики мира. А это значит, что на фоне глобального охлаждения интереса и к ИТ-продукции в целом, и к офисным пакетам в частности покупатели из РФ начинают играть всё более весомую роль в формировании подкреплённого доступными средствами спроса.
Вот только увенчаются ли успехом робкие попытки Microsoft вернуться на рынок, где она совсем ещё недавно бесспорно доминировала? По опубликованной в августе оценке J’son & Partners Consulting, если в 2021 г. доля российского офисного ПО составляла 7%, ещё 18% приходилось на свободные пакеты с открытым кодом, а 70% занимали зарубежные решения, то к
Так, перейти на российские офисные пакеты уже успел в июне банк ВТБ, приобретя 100 тыс. лицензий «МойОфис Профессиональный» на сумму 1,2 млрд руб. Microsoft, следует отдать ей должное, приложила за десятилетия присутствия на российском рынке огромные усилия к тому, чтобы воспитать в заказчиках осознание удобства, полезности и выгодности приобретения исключительно лицензионного ПО с отлаженной системой поддержки и дополнительных услуг.
Неудивительно, что выросшие в условиях жёсткой конкуренции с MS Office российские офисные пакеты при первой же возможности начали предлагать потенциальным клиентам не просто сопоставимую с продуктом недавнего лидера функциональность, но и сервис ожидаемо высокого уровня. «Возвращение» же решений Microsoft, зафиксированное «Известиями» в октябре, по меньшей мере половинчато: нет возможности приобретать новые коммерческие лицензии, нельзя продлевать Enterprise-лицензии для 500 и более рабочих мест и т. п.
К тому же, американский разработчик находится в заведомо проигрышном положении с точки зрения маркетинга: значимые бюджеты на рекламу в РФ он выделять не может, оказывать каналу продаж адекватную поддержку тоже. А верность потерявшим хватку громким глобальным брендам в ИТ-отрасли длительной не бывает, — достаточно вспомнить Compaq, BlackBerry или Nokia. В результате, судя по всему, прогноз J’son & Partners Consulting оправдается — и через каких-то пять лет на российском рынке пользователей Microsoft Office (365 или нет) останется не больше, чем сегодня стойких приверженцев Internet Explorer.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News