18 октября 2022 г.
Сбережения есть почти у половины российских семей. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость.
- 44% россиян декларируют наличие накоплений, сбережений.
- Треть наших сограждан откладывают деньги про запас, такая же доля опрошенных не имеют возможности откладывать деньги на что-либо (31%).
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса, посвященного сбережениям россиян.
Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза (2010 г. — 30%, 2022 г. — 44%). Сегодня о наличии сбережений говорят преимущественно мужчины (50% vs. 38% среди женщин), молодые россияне
За 10 лет произошли значительные изменения в структуре целей сбережений россиян. В топ-3 конкретных целей вошли ремонт квартиры, дома (19%); отдых/лечение (17%) и накопление денег на старость (16%). Сегодня граждане почти в 1,7 раза чаще откладывают на всякий случай (+13 п.п., 31% vs. 18% в 2012 г.), в два раза чаще — на ремонт (+10 п.п., 19% vs. 9% в 2012 г.); в 1,6 раза увеличилась доля тех, кто откладывает на отдых/лечение (+6 п.п., 17 vs. 11% в 2012 г.), старость (+ 6 п.п., 16% vs. 10% в 2012 г.) и на покупку недвижимости (+4 п.п., 10% vs. 6% в 2012 г.). Доля откладывающих средства, чтобы получать доход в виде процентов, выросла с 3% в 2012 г. до 9% в 2022 г. Таким образом, с годами практики распоряжения финансами стали более разнообразными.
Люди делают сбережения для разных целей. Это зависит от их возраста, пола и финансового положения.
- Откладывают деньги про запас в оновном мужчины (36% vs. 26% среди женщин), 18-24-летние (51%), россияне с одним или двумя высшими образованиями
(39-44%), жители обеих столиц (44%) и граждане с высоким потребительским статусом (49%). - Ремонт квартиры или дома приоритетнее для молодежи
18-34 лет(23-24%) и граждан с высоким потребительским статусом (30%). Для молодых россиян18-34 лет характерно также накопление средств на покупку недвижимости(16-22%). - Обеспечение старости — ключевая цель сбережения для тех, кто старше 60 лет (35%).
- Молодежь
18-24 лет чаще других выбирала вариант «отдых/лечение» (28%), эта цель актуальна и для граждан с высоким потребительским статусом (26%). 19% 18-24-летних копят также на образование и покупку иных дорогих вещей, еще 14% — на автомобиль.
Изменения коснулись не только того, на что реально откладывают деньги россияне, но и того, на что бы они хотели начать копить. За 10 лет наши сограждане чаще стали говорить, что хотели бы получать доход в виде процента (2012 г. — 5%, 2022 г. — 17%), эта модель распоряжения финансами не только стала привлекательнее в 3,4 раза, но и реализуют ее на практике в 3 раза чаще. Звучать чаще стали и такие варианты, как открытие собственного бизнеса (2012 г. — 4%, 2022 г. — 10%), образование — свое или близких (2012 г. — 9%, 2022 г. — 14%), покупка недвижимости (2012 г. — 22%, 2022 г. — 30%), при этом сократилась доля тех, кто хотел бы делать сбережения просто так, про запас (2012 г. — 23%, 2022 г. — 16%). В целом идей, на что можно откладывать деньги, больше, чем реальных практик сбережений.
Привлекательность тех или иных возможностей использования накоплений меняется в зависимости от возраста и пола:
- Женщины хотели бы откладывать на ремонт (22%), отдых/лечение (31%), а также на пассивный доход в виде процентов (19%).
- Мужчины при возможности вложились бы в покупку автомобиля (21%) или открытие собственного бизнеса (12%).
- Молодые люди
18-24 лет хотели бы копить на недвижиость (52%), открытие своего дела (30%), покупку иных дорогих вещей (18%), образование (22%). - В группе 25-34-летних кроме покупки недвижимости (35%), ремонта (25%), приобретения иных дорогих вещей (17%) и открытия бизнеса (16%) актуальна покупка автомобиля (26%).
- 35-44-летние при возможности стали бы откладывать на покупку недвижимости (37%), автомобиля (23%) и отдых/лечение (21%), еще 15% назвали открытие своего бизнеса.
- Среди 45-59-летних самый высокий процент тех, кто хотел бы откладывать деньги на старость (22%).
- Россияне старше 60 лет в целом выбирали реже все представленные варианты, самый популярный вариант в этой группе — отдых/лечение (33%).
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ