28 октября 2022 г.
В новом исследовании Gartner 89% советов директоров сообщили, что цифровой бизнес встроен теперь во все стратегии корпоративного роста, но лишь 35% подтвердили, что достигли или готовятся достичь целей цифровой трансформации.
«Советы директоров достигли той точки, где стратегия цифрового бизнеса и бизнеса вообще стали чем-то одним, — пишет в пресс-релизе Хорхе Лопес (Jorge Lopez), ведущий вице-президент-аналитик Gartner. — ИТ-директора добились значительного прогресса в использовании ИТ в деле операционного совершенствования, но этого недостаточно, чтобы реализовать стратегические бизнес-преимущества, которых ждут советы директоров от цифровых инвестиций».
«Организациям всё больше приходится работать в мире непрерывных потрясений, и самые дальновидные советы директоров задумываются о том, как потрясения и риски могут стать источником возможностей, — продолжает Лопес. — Руководителям компаний и ИТ-директорам следует перенять этот образ мышления, так как ИТ играют всё растущую роль в достижении успеха в бизнесе».
Аналитики Gartner представили результаты исследования на недавней конференции IT Symposium/Xpo. Опрос проводился онлайн в июне-июле 2022 года; в нем приняли участие 281 респондент из Северной Америки, Латинской Америки, Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые являются членами совета директоров или корпоративного совета.
CEO как направляющая сила цифрового бизнеса
На CEO должна быть возложена главная роль в продвижении инициатив цифрового бизнеса в организации — так считают 28% респондентов. Директоров по технологии и ИТ-директоров видят в главной роли 19% и 14% соответственно.
«До сих пор советы директоров делегировали ИТ-отделу развитие цифрового бизнеса, — пишет Партха Айенгар (Partha Iyengar), ведущий вице-президент-аналитик Gartner. — Но, учитывая макроэкономические и стратегические преимущества, которых ожидают от цифрового бизнеса, советы директоров справедливо полагают, что CEO должен теперь нести прямую ответственность за его успех — так же, как за доход и рост организации».
Прорывные технологии как путь инновации
Организации стремятся инвестировать в «прорывные» технологии, которые будут способствовать успеху цифрового бизнеса и их бизнеса в целом. По мнению 40% респондентов технологии искусственного интеллекта и машинного обучения необходимы для успеха цифрового бизнеса в их организации — здесь наблюдался самый высокий консенсус среди опрошенных (см. рис. 1).
Рис. 1. Топ-3 прорывные технологии, необходимые для успеха цифрового бизнеса (в числе топ-3 названных)
(Легенда): В числе топ-3 названных / На
1-м месте(сверху вниз):
- Искусственный интеллект/ Машинное обучение
- Совершенствование ПО
- Данные м аналитика
- Облако
- Клиентоориентированность
- Цифровая трансформация
- Цифровые каналы и платформы
- Цифровая оптимизация
- Автоматизация
- Интернет вещей
- Цифровые продукты, услуги и решения
- Управление рисками
- Технологии цепочки поставок
- 5G и сети
- Блокчейн
- Цифровой маркетинг
- Расширять новые модели работы
- Виртуальная/Дополненная реальность/ Метавселенная
- Цифровые рабочие места
- Роботизированная автоматизация процессов
- Цифровые двойники
- Автономность
- Другое
База: 242 респондента (члены советов директоров без исполнительных полномочий, за исключением ответов: не могу раскрыть / не уверен / ни одна / не знаю)
Вторым по важности приоритетом среди прорывных технологий, выбранных для инвестиций, названо расширение возможностей ПО — так ответили 30% респондентов.
«Советы директоров стремятся модернизировать и расширить такие базовые средства, как управление ресурсами предприятий (ERP) и управление связями с клиентами (CRM), — пишет Лопес. — На практике они часто сложны и негибки, тогда как организациям нужна гибкость и возможность изменений».
Растущая склонность к риску
Принятие рисков — важная составляющая цифрового ускорения. Согласно результатам опроса, 64% советов директоров готовы принять больше рисков на горизонте 2024 года; это на 7 процентных пунктов выше, чем год назад.
«Советы директоров понимают, что принятие решений в неустойчивой бизнес-среде требует более высокого уровня рисков, — пишет Лопес. — Эта способность принимать риски очень важна при соперничестве в быстроте инноваций».
У многих советов директоров более широкий взгляд на успех цифрового бизнеса, с прицелом на «цифровую экономическую архитектуру»: 71% респондентов сообщили, что строят или планируют строить такую экономическую структуру в этом году. Цифровая экономическая архитектура — это подход, который могут использовать нецифровые компании для достижения тех же экономических успехов: роста, прибыльности, рыночной капитализации и ценности бренда, — что и цифровые гиганты с их «изначально цифровой» бизнес-моделью.
«Эволюция от традиционного прицела на квартальные результаты к долгосрочному прицелу требует значительной перестройки мышления, — пишет в заключение Айенгар. — Советы директоров должны видеть и использовать новые источники производства и создания ценности, и это требует большей способности быть готовым принять и даже взять на себя риск».
Источник: Пресс-служба компании Gartner