1 ноября 2022 г.
53 российские авиакомпании полностью перешли на отечественные автоматизированные системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП). В результате обеспечены информационная безопасность и защита персональных данных пассажиров и экипажей, независимость пассажирских перевозок от иностранных систем, возможных сбоев и отключений.
Использование российского программного обеспечения для бронирования, продажи воздушных перевозок и оформления перевозочных документов было закреплено в постановлении Правительства Российской Федерации от 8 августа 2022 года № 1393.
Заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов назвал основные преимущества перехода на отечественные АИС ОВП. «Задача, поставленная Правительством России, выполнена в кратчайшие сроки. Решение задачи было организовано Минтрансом России совместно с Минцифры России с привлечением ведущих отечественных авиакомпаний и разработчиков. Сегодня все российские авиаперевозчики используют отечественные системы бронирования авиабилетов и не зависят от решений и угрозы одностороннего прекращения обслуживания со стороны иностранных провайдеров. Все расчеты внутри систем ведутся в рублях. Наши авиакомпании и разработчики систем обеспечили миграцию в сложных условиях из-за отказа западных партнеров предоставить исходные данные. Переход на российские системы бронирования обеспечивает информационную безопасность перевозок, бесперебойное авиасообщение и исключает угрозу утечки персональных данных пассажиров и экипажей».
C 2021 года в рамках Межведомственной комиссии под руководством Минцифры России и Минтранса России отраслевые ведомства, ведущие авиакомпании и разработчики отечественных систем объединили усилия в целях перехода авиаперевозчиков на отечественный софт. Был проработан план поэтапной миграции, планомерного переноса данных в отечественные системы, адаптации российского программного обеспечения под требования авиакомпаний. Также на случай отключения российских авиакомпаний иностранными провайдерами в условиях санкций для всех авиакомпаний был проработан план экстренного запуска отечественных систем. Авиакомпании выбирали из двух российских систем: «Леонардо» (разработчик АО «Сирена Трэвел» в партнерстве с Госкорпорацией Ростех) и «ТАИС» (АО «ОРС»).
ПАО «Аэрофлот» завершил переход на автоматизированную информационную систему оформления воздушных перевозок (АИС ОВП) «Леонардо» 29 октября. Переход предусматривал и регулярные рейсы дочерней авиакомпании «Россия» (чартерные рейсы в полном объеме обеспечивались в системе «Леонардо»).
Антон Мацкевич, заместитель генерального директора по информационным технологиям ПАО «Аэрофлот», рассказал о переходе: «Переход на отечественную систему бронирования состоялся в крайне сжатые сроки. На протяжении последних месяцев „Аэрофлот“ плотно взаимодействовал с „РТ-Транском“ в рамках задач по совершенствованию ключевого функционала системы с учетом имеющихся и будущих потребностей крупнейшей российской авиакомпании. В самой авиакомпании за это время были качественно проведены основные работы: обучен персонал, подготовлена инфраструктура, проведены мероприятия по обеспечению информационной безопасности. В результате переход прошел успешно, и, что самое важное, на период технического перехода нам удалось контролировать операционную нагрузку, включая регистрацию пассажиров в аэропорту в течение 29 октября уже в новой системе, и обеспечить для пассажиров своевременную перевозку и высокую пунктуальность выполнения рейсов».
Авиакомпания «Уральские авиалинии» совместно с АО «Сирена Трэвел» перешла на АИС ОВП «Леонардо» 2 октября.
Заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров отметил: «АИС „Леонардо“ на сегодняшний день пользуется 68 компаний, из них 50 — российских с суммарным объемом перевозок порядка 45 миллионов пассажиров в год. С 30 октября пользователем нашего IT-решения стала и крупнейшая российская авиакомпания „Аэрофлот“. Залогом успешного перехода стали подготовительные работы, которые велись на протяжении нескольких месяцев в тесном сотрудничестве наших разработчиков и представителей авиаперевозчика. Отмечу, что миграция на отечественный софт происходит в беспрецедентно сжатые сроки и при полном отсутствии поддержки со стороны западного провайдера — весь перевод и конвертацию данных наши разработчики были вынуждены писать самостоятельно. Благодаря тому, что „Леонардо“ способен адаптироваться под индивидуальные потребности каждого перевозчика и имеет повышенный уровень информационной защиты, сервис обеспечивает главное — бесперебойную работу воздушно-транспортной отрасли России даже в условиях отключения иностранных систем».
«26 октября S7 Airlines перешла на российскую систему бронирования авиабилетов OPC. Процесс технического перехода занял всего 13 часов. Такой быстрый переход стал возможен благодаря максимальной вовлеченности и профессионализму IT-команд S7 и OPC. Безусловно, еще продолжается процесс настройки систем, но все основные сервисы для наших пассажиров успешно работают. В настоящее время совместно c зарубежными коллегами ведется работа по удалению данных о наших пассажирах из IT- систем Amadeus», — отметил заместитель генерального директора по информационным технологиям S7 Group Руслан Верещагин.
«Акционерное общество „ОРС“ начало активно работать с авиакомпанией S7 после выигрыша в тендере в мае 2022 г. За беспрецедентно короткий для авиационной отрасли срок, в рамках совместной работы АО „ОРС“ с авиакомпанией S7 была реализована большая часть значимого для пассажиров функционала, что сделало миграцию на российскую систему максимально комфортной для пассажиров. Регулярные репетиции перехода на „горячий резерв“ привели к тому, что во время миграции было автоматически перенесено 99,9 % данных, а также зафиксировано минимальное время простоя продаж», — прокомментировал генеральный директор АО «ОРС» Александр Сизинцев.
Источник: Пресс-служба Минтранса РФ