10 ноября 2022 г.
Каждый октябрь ритейлеры готовятся ко Дню холостяка (распродажа 11.11) и к Чёрной пятнице. Их ждут и покупатели — за последние годы россияне научились заблаговременно отслеживать цены и наполнять корзины. Аналитики ЮKassa (сервис приёма интернет-платежей компании ЮMoney) вместе с партнёрами изучили динамику распродаж за последние три года, дали прогнозы на текущий год и поделились советами, как бизнесу подготовиться к сезону скидок.
Взрывной рост продаж на День холостяка
По данным аналитиков ЮKassa, самым успешным Днём холостяка для бизнеса стала распродажа 2019 года. Тогда за несколько дней российские покупатели потратили в российских и зарубежных интернет-магазинах в 38 раз больше денег, чем в любой другой день ноября. По сравнению с обычным днём число заказов увеличилось в 9,2 раза, а средний чек вырос почти вдвое, до 1 349 рублей. Количество покупателей на отечественных площадках увеличилось на 58%, а средний чек — на 6%, до 3 662 рублей.
Видя такие результаты, российские онлайн-магазины и маркетплейсы стали охотнее участвовать в Дне холостяка. Во время ноябрьских распродаж в 2020 году оборот и число платежей в российских интернет-магазинах выросли в 5,1 и четыре раза соответственно по сравнению с таким же периодом 2019 года. Средний чек составил 4 770 рублей. Это на 20% больше, чем в обычные дни месяца. Оборот платежей вырос на 32%, а их количество — на 10%.
Самая успешная Чёрная пятница
По данным ЮKassa, продажи в Чёрную пятницу растут с каждым годом. В 2020 году распродажа прошла успешнее, чем в
Самая успешная Чёрная пятница, по данным аналитиков ЮKassa, прошла в 2021 году. Одна из причин — изменение паттернов покупательского поведения и массовый переход в онлайн. Так, по сравнению с распродажей 2020 года количество платежей в онлайн-магазинах увеличилось на 66%, а оборот — на 73%. Плательщиков стало на 76% больше, а средний чек вырос на 4%, до 1 539 рублей.
Кто заработает на распродажах 2022 года
По мнению экспертов ЮKassa, в 2022 году ноябрьские распродажи будут отличаться по составу участников. С российского рынка ушли зарубежные бренды и маркетплейсы, поэтому действующие игроки, преимущественно отечественные маркетплейсы и локальные магазины, смогут увеличить оборот. Заметнее всего, полагают аналитики, вырастет число заказов на крупных отечественных маркетплейсах (СберМегамаркет, Ozon, Wildberries). По прогнозам экспертов, рост составит около 30% к прошлому году. В первую очередь поднимется спрос на одежду, обувь, продукты питания, косметику.
«Динамика продаж в сегменте фэшн-ритейл будет высокой, потому что бренды захотят отыграться за весь период просадок. Но это заработок в краткосрочной перспективе, потому что привлеченная аудитория в распродажи может не соответствовать изначальному позиционированию бренда», — считает сооснователь бренда премиум-одежды a quik buck и Anikina Роман Уралович.
Кроме того, уже несколько лет в числе успешных категорий в дни распродаж цифровые товары. Возможно, потому, что ежегодно
Ещё один тренд 2022 года — смена площадок для продаж: это и переход в Telegram, и объединение онлайна с офлайном. Также, считают эксперты, есть вероятность роста нишевых магазинов с доставкой из-за рубежа.
«В этом году наибольший рост заказов придётся на отечественные маркетплейсы. У иностранных товаров по-прежнему есть проблемы с доставкой и оплатой, хотя посредники и стараются взять это на себя. На российских площадках увеличится спрос на одежду и обувь, бытовую технику и цифровые товары. В целом потребительская корзина будет мало чем отличаться от прошлогодних», — говорит коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.
Аудитория многих брендов техники и электроники тоже перешла на российские маркетплейсы, отмечает эксперт сервиса аналитики Sellmonitor Ирина Щепелева. Драйвером роста этих категорий, по её мнению, может стать разрешённый в России параллельный импорт. Это будет особенно заметно по итогам Киберпонедельника — традиционной распродаже бытовой техники и электроники.
В «Ситилинке» День холостяка и Чёрная пятница будут идти друг за другом весь ноябрь, скидки достигнут 55%, отмечает руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Елена Конторина.
«В этом году покупатели больше интересуются акциями. Они предпочитают экономить, поэтому внимательно ищут выгодные предложения. Мы также видим интерес к китайским брендам и другие изменения покупательского спроса в разных категориях. Например, покупатели стали приобретать более бюджетные смартфоны», — говорит Елена Конторина.
Эксперты ЮKassa полагают, что шанс заработать на распродажах есть и у небольших предпринимателей. Это, в частности, локальные магазины и бренды, которые специализируются на определённых товарах, например на одежде и аксессуарах, на нишевой косметике и парфюмерии, на детских игрушках и даже туристических товарах.
«Мы в ЮKassa в последние годы замечаем, что в России становится всё больше локальных брендов одежды в разных ценовых сегментах. За последние полгода у небольших российских магазинов значительно выросли обороты и количество платежей, и в период распродаж они тоже смогут заработать», — отмечает коммерческий директор ЮMoney.
По мнению экспертов ЮKassa, во время распродаж малому и среднему бизнесу стоит вкладываться в свой бренд и продвигать его через маркетплейсы. Это хороший шанс заявить о себе, поэтому можно постараться и удивить клиента, предложив ему какие-то бонусы, например брендированную открытку или небольшой аксессуар.
Как малому бизнесу подготовиться к распродажам
Небольшим магазинам стоит начинать готовиться к наплыву клиентов за несколько недель до начала распродаж, считают эксперты ЮKassa.
Вот несколько советов:
- Не увеличивайте цену, прежде чем сделать скидку. Сегодня на маркетплейсах можно за минуту проверить рыночную стоимость товара и проследить динамику цены. Нужно показать клиенту, какую выгоду от покупки он получит здесь и сейчас.
- Протестируйте готовность к нагрузкам. Для покупателя распродажа — это прежде всего эмоции от покупки, а для бизнеса — стресс. Если у вас небольшой магазин одежды, количество заказов может вырасти втрое. Чтобы справиться, нужно отсортировать ассортимент, подготовить инфраструктуру, логистов и склад к пиковой нагрузке.
- Подготовьте коммуникации — короткие и заметные. Даже вне распродаж покупатели получают сотни предложений, звонков и уведомлений. Поэтому важно, чтобы ваши коммуникации были ёмкими и заметными. За два дня до распродажи можно в рассылках или соцсетях показать на примере конкретного товара, какая цена будет в момент распродажи. Маленьким магазинам стоит уделять особое внимание постоянным клиентам.
- Улучшайте UX. Чтобы проверить готовность своего магазина к распродажам, оцените, сколько времени ваш клиент потратит на покупку — от наполнения корзины до оплаты. Сделайте путь покупателей максимально простым и коротким. У них — даже у тех, кто раньше не пользовался вашим сервисом, — должна быть возможность быстро найти нужный товар и оплатить его удобным способом (картой, в приложении банка и другими методами). От этого зависит ваша конверсия.
Источник: Пресс-служба компании ЮMoney