14 ноября 2022 г.

Индекс цифровизации малого бизнеса продолжает расти и осенью 2022 года составил 52 п.п. Индекс находится в позитивной зоне за счет роста внимания компаний к информационной безопасности и киберграмотности сотрудников, использования гибридного формата работы и импортозамещения программного обеспечения. Таковы результаты исследования уровня цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI — Business Digitalization Index), проведенного банком «Открытие» в 7-й раз. Оператор исследования — Аналитический центр НАФИ1.

Индекс цифровизации бизнеса за последний год вырос до 52 п.п. по шкале от 0 до 100 баллов (в сентябре 2020 года значение Индекса составляло 50 п.п., в ноябре 2021 года — 51 п.п.).

Несмотря на внешние вызовы последних лет, малый бизнес продолжает уделять внимание цифровизации. Среди субъектов малого и среднего бизнеса в России 16% компаний имеют высокий уровень цифровизации, 72% — средний, 12% — низкий.

Среди российских компаний растет использование цифровых технологий для обеспечения бизнес-процессов.

Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, продолжается переход бизнеса в онлайн, с использованием отечественных ИT-решений.

При этом больше половины (59%) респондентов не столкнулись с ограничениями доступа к иностранным сервисам. 58% компаний считают, что им удалось решить все технологические проблемы и продолжить работать как раньше.

В 2022 году предприниматели менее активно использовали цифровые инструменты для рекламы и продвижения.

В целом сегмент малого бизнеса снижал расходы данной категории. По сравнению с 2021 годом снизилось использование рекламы в интернете на 17 п.п. (до 48%) и социальных сетях на 10 п.п. (до 38%). В два раза упала доля тех, кто делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%).

В то же время наблюдается снижение использования социальных сетей: в октябре 2022 года 55 % процентов компаний отметили наличие бизнес страницы, для сравнения в ноябре 2021 года данный показатель составляет 67%).

Растет потребность в инструментах информационной безопасности для бизнеса.

По сравнению с осенью 2021 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих инструменты защиты данных.

В текущем году продолжилось распространение гибридного формата работы, когда часть сотрудников выводится «на удаленку», а часть остается в офисе.

За прошедший год в два раза снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%).

64% малого бизнеса отметили что используют полностью или частично удаленный формат.

«Наша задача предложить информационную поддержку клиентам: рассказать о цифровых инструментах безопасного ведения бизнеса и показать на примерах как использование цифровых технологий помогает бизнесу адаптироваться к быстро меняющейся реальности. Очередное исследование показало, что цифровые каналы являются важными, а порой единственными для взаимодействия с клиентами и эффективными инструментами развития бизнеса», — прокомментировала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.

Приложение 1. Частные индексы — составляющие Индекса цифровизации бизнеса

  • цифровые каналы передачи данных — использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.
  • интеграция цифровых технологий — уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д.
  • использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании
  • информационная безопасность — внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ
  • человеческий капитал — вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий

Ниже подробнее рассмотрены изменения, произошедшие с каждым из частных индексов.

Приложение 2. Динамика отдельных частных индексов

Использование цифровых каналов передачи данных

Корпоративной почтой пользуются 72% компаний сектора МСБ, облачными хранилищами данных — 60%. По сравнению с ноябрем прошлого года их доля повысилась.

Также в 2022 году увеличилась доля пользователей корпоративных мессенджеров (до 41%), систем по автоматизации работы с клиентом (до 37%), интранета (до 28%), онлайн систем организации командной работы (до 20%) и сервисов для анализа больших данных (до 13%).

Уровень использования цифровых инструментов в Москве и регионах находится на одном уровне, лидирующими являются корпоративная почта (78% в Москве и 71% в регионах) и облачные решения (61% в Москве и 60% в регионах).

Московские компании отличаются более высоким уровнем использования сервисов для анализа больших данных (23% против 11% в регионах).

Интеграция цифровых технологий

В октябре 2022 года доля компаний, использующих интернет для ведения бизнеса, увеличилась (в сравнении с мартом 2021 года,) и достигла 99%.

Доля компаний, использующих только онлайн документы для совместной работы, в октябре 2022 года достигла 14%.

По сравнению с мартом 2021 года увеличилась доля тех, кто пользуется только документами на стационарном компьютере или ноутбуке (38%). Доля тех, кто использует оба варианта, снизилась по сравнению с мартом 2021 года (до 44%).

Продолжает увеличиваться доля компаний, в которых ЭДО введен частично (73%).

В октябре 2022 года о полном внедрении ЭДО говорят 19% представителей МСБ (что выше, чем в ноябре 2021 года).

Доля компаний, полностью внедривших ЭДО, выше в Москве (34%).

По сравнению с 2021 годом увеличилась доля представителей МСБ, считающих, что одной личной встречи достаточно, затем можно перейти на обсуждение вопросов онлайн (до 30%). Среди придерживающихся такого мнения больше ИП (41%).

За прошедший год на 13 п.п. увеличилась доля компаний, использующих в своей работе технологии, основанные на искусственном интеллекте. Также по сравнению с ноябрем 2021 года отмечено увеличение доли использующих технологии виртуальной или дополненной реальности (4%).

При этом по сравнению с мартом 2021 года снизилась доля тех, кто пользуется технологиями 3D печати (до 7%) и технологиями на базе машинного обучения (до 5%).

Использование интернет-инструментов

Доля компаний, не имеющих сайта, снизилась по сравнению с мартом 2021 года.

При этом более половины всех организаций имеют полноценные сайты с детальной информацией (63%).

Доля компаний, указавших, что они принимают оплату посредством переводов на банковскую карту/счет компании, повысилась с 45% до 57% с осени 2021 года.

Полностью перевели свое общение с банками в онлайн 48% представителей МСБ, показатель снизился по сравнению с прошлым годом. Повысилась доля компаний, готовых перевести все взаимодействие в онлайн формат (до 28% по сравнению с ноябрем 2021), и готовых перевести часть взаимодействия в онлайн (до 20% по сравнению с мартом 2021).

На октябрь 2022 года в среднем у 5% компаний есть мобильное приложение для клиентов.

О наличии собственной страницы в социальных сетях в октябре 2022 года говорят 55% представителей малого и среднего бизнеса. Их доля снизилась на 12 п.п. по сравнению с 2021 годом.

За прошедший год увеличилась доля компаний, имеющих страницы во ВКонтакте (до 75%) и Twitter (до 25%), что, вероятно, связано с блокировкой других социальных сетей в РФ.

В октябре 2022 года в сравнении с мартом и ноябрем 2021 года не изменилась доля компаний, использующих мессенджеры для работы с клиентами, и составила 87%.

Рекламу в интернете размещают 48% компаний-представителей МСБ, что ниже показателей 2021 года.

За прошедший год повысилась популярность e-mail маркетинга (с 23% до 29%), рекламных рассылок по базе клиентов (с 19% до 25%), снижается популярность холодных звонков через колл-центры (с 15% до 9%) и размещения товаров и услуг на Avito, Ozon, eBay (c 39% до 30%).

За период с ноября 2021 года уменьшилась доля тех, кто пользуется рекламой в социальных сетях (с 48% до 38%) и делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%).

Информационная безопасность бизнеса

По сравнению с осенью 2021 год наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих защиту данных.

В московских компаниях существует больше центров мониторинга сетевых атак (11% против 4% в регионах), региональные компании значимо чаще используют антивирусные программы для физических лиц (46%). ИП по сравнению с ЮЛ больше говорят о таком инструменте как специализированные программы для защиты бизнеса (30% против 11%) и имеют центры мониторинга сетевых атак (7% против 1%).

Утвержденная политика безопасности есть у 40% компаний, показатель не изменился с ноября 2021 года.

Человеческий капитал

По сравнению с ноябрем 2021 года доля руководителей компаний-субъектов МСБ, прошедших обучение, снизилась на 7 п.п. до 31%.

Обязательные курсы для всех сотрудников проводят 8% всех компаний, что на 5 п.п. выше, чем в 2021 году. Еще 7% оплачивают обучение по желанию сотрудников (показатель не изменился с ноября 2021 года). Также по сравнению с ноябрем 2021 года на 7 п.п. до 22% выросла доля компаний, устраивающих обучение своими силами.

При этом до 66% снизилась доля компаний, в которых не организовывали обучение по использованию цифровых технологий для сотрудников компании.

В октябре 2022 года доля руководителей, полагающих, что обучение нужно всем сотрудникам выросла на 2 п.п. до 20% по сравнению с мартом 2021 года. Однако остается стабильно высокой доля тех, кто считает, что обучение не нужно (41%).

За прошедший год снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%).

Доля компаний, в которых есть как работники «на удаленке», так и те, кто работает офлайн, увеличилась в сравнении с ноябрем 2021 года и составила 64%.

Чаще остальных об отсутствии удаленно работающих сотрудников говорили представители юридических лиц (34%).

Таблица 1. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Индекс цифровизации бизнеса (BDI)

50

51

52

Каналы передачи и хранения информации

66

66

63

Интеграция цифровых технологий

59

60

66

Использование интернет-инструментов

62

65

62

Информационная безопасность

37

38

42

Человеческий капитал

28

27

29

*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.

Таблица 2. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Облачные решения, облачные хранилища данных

65

52

60

Корпоративная почта

58

57

72

Системы автоматизации работы предприятия

43

37

42

Мессенджеры для общения с коллегами

21

28

41

Системы по автоматизации работы с клиентом

38

30

37

Интранет, корпоративный портал/корпоративная социальная сеть

20

15

28

Онлайн системы организации командной работы

16

12

20

Сервисы для анализа больших данных

6

7

13

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 3. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса

60

56

58

Технологии Интернета Вещей

26

32

29

Технологии на базе машинного обучения

6

6

5

Технологии, основанные на искусственном интеллекте

18

12

25

Технологии 3D-печати

8

5

7

VR/AR-технологии

4

1

4

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 4. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Реклама в интернете

60

65

48

Размещаете товары и услуги на Avito, Ozon, eBay

32

36

30

Реклама через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.)

32

24

25

E-mail marketing

27

26

29

Рекламные рассылки по базе клиентов через мессенджеры

25

19

25

Холодные звонки через колл-центры

14

7

9

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 5. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Контекстная реклама

50

36

35

Реклама в соцсетях

49

48

38

Платное размещение рекламы в социальных сетях

31

23

22

Баннерная реклама

25

26

24

Рекламные видео в интернете (Youtube, GPMD)

20

17

12

Спецпроекты с блогерами

13

12

6

Лидогенерация (CPA-сети)

10

11

10

Другое

8

14

8

Затрудняюсь ответить

6

4

18

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 6. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

Используем антивирусные программы для физических лиц

43

39

43

Используем антивирусные программы для юридических лиц

31

30

40

Используем специализированные программы для защиты бизнеса

9

3

22

В компании есть центр мониторинга сетевых атак

3

3

5

Другое

5

3

1

Не используем

28

30

18

Затрудняюсь ответить

4

7

4

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

Таблица 7. «За последние полгода ваша компания организовывала какие-либо курсы/тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников?»*, в % от всех опрошенных

Сентябрь 2020

Ноябрь 2021

Октябрь
2022

У нас проходили обязательные курсы для всех сотрудников

3

3

8

Мы оплачивали курсы и тренинги по желанию сотрудника

2

7

7

Мы устраиваем обучающие тренинги и семинары внутри компании собственными силами

23

15

22

Нет, не проводили

73

76

66

Затрудняюсь ответить

1

1

1

*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.

1 — Седьмая волна измерений проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) в октябре 2022 г. Опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.

Источник: Пресс-служба компании НАФИ