14 ноября 2022 г.
Индекс цифровизации малого бизнеса продолжает расти и осенью 2022 года составил 52 п.п. Индекс находится в позитивной зоне за счет роста внимания компаний к информационной безопасности и киберграмотности сотрудников, использования гибридного формата работы и импортозамещения программного обеспечения. Таковы результаты исследования уровня цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI — Business Digitalization Index), проведенного банком «Открытие» в
Индекс цифровизации бизнеса за последний год вырос до 52 п.п. по шкале от 0 до 100 баллов (в сентябре 2020 года значение Индекса составляло 50 п.п., в ноябре 2021 года — 51 п.п.).
Несмотря на внешние вызовы последних лет, малый бизнес продолжает уделять внимание цифровизации. Среди субъектов малого и среднего бизнеса в России 16% компаний имеют высокий уровень цифровизации, 72% — средний, 12% — низкий.
Среди российских компаний растет использование цифровых технологий для обеспечения бизнес-процессов.
Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, продолжается переход бизнеса в онлайн, с использованием отечественных ИT-решений.
При этом больше половины (59%) респондентов не столкнулись с ограничениями доступа к иностранным сервисам. 58% компаний считают, что им удалось решить все технологические проблемы и продолжить работать как раньше.
В 2022 году предприниматели менее активно использовали цифровые инструменты для рекламы и продвижения.
В целом сегмент малого бизнеса снижал расходы данной категории. По сравнению с 2021 годом снизилось использование рекламы в интернете на 17 п.п. (до 48%) и социальных сетях на 10 п.п. (до 38%). В два раза упала доля тех, кто делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%).
В то же время наблюдается снижение использования социальных сетей: в октябре 2022 года 55 % процентов компаний отметили наличие бизнес страницы, для сравнения в ноябре 2021 года данный показатель составляет 67%).
Растет потребность в инструментах информационной безопасности для бизнеса.
По сравнению с осенью 2021 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих инструменты защиты данных.
В текущем году продолжилось распространение гибридного формата работы, когда часть сотрудников выводится «на удаленку», а часть остается в офисе.
За прошедший год в два раза снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%).
64% малого бизнеса отметили что используют полностью или частично удаленный формат.
«Наша задача предложить информационную поддержку клиентам: рассказать о цифровых инструментах безопасного ведения бизнеса и показать на примерах как использование цифровых технологий помогает бизнесу адаптироваться к быстро меняющейся реальности. Очередное исследование показало, что цифровые каналы являются важными, а порой единственными для взаимодействия с клиентами и эффективными инструментами развития бизнеса», — прокомментировала заместитель президента-председателя правления банка «Открытие» Надия Черкасова.
Приложение 1. Частные индексы — составляющие Индекса цифровизации бизнеса
- цифровые каналы передачи данных — использование облачных технологий, корпоративной почты, мессенджеров, систем автоматизации и т.д.
- интеграция цифровых технологий — уровень внедрения в компании таких технологий, как искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн документов, электронный документооборот и т.д.
- использование интернет-инструментов для продвижения и развития компании
- информационная безопасность — внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ
- человеческий капитал — вовлечение руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий
Ниже подробнее рассмотрены изменения, произошедшие с каждым из частных индексов.
Приложение 2. Динамика отдельных частных индексов
Использование цифровых каналов передачи данных
Корпоративной почтой пользуются 72% компаний сектора МСБ, облачными хранилищами данных — 60%. По сравнению с ноябрем прошлого года их доля повысилась.
Также в 2022 году увеличилась доля пользователей корпоративных мессенджеров (до 41%), систем по автоматизации работы с клиентом (до 37%), интранета (до 28%), онлайн систем организации командной работы (до 20%) и сервисов для анализа больших данных (до 13%).
Уровень использования цифровых инструментов в Москве и регионах находится на одном уровне, лидирующими являются корпоративная почта (78% в Москве и 71% в регионах) и облачные решения (61% в Москве и 60% в регионах).
Московские компании отличаются более высоким уровнем использования сервисов для анализа больших данных (23% против 11% в регионах).
Интеграция цифровых технологий
В октябре 2022 года доля компаний, использующих интернет для ведения бизнеса, увеличилась (в сравнении с мартом 2021 года,) и достигла 99%.
Доля компаний, использующих только онлайн документы для совместной работы, в октябре 2022 года достигла 14%.
По сравнению с мартом 2021 года увеличилась доля тех, кто пользуется только документами на стационарном компьютере или ноутбуке (38%). Доля тех, кто использует оба варианта, снизилась по сравнению с мартом 2021 года (до 44%).
Продолжает увеличиваться доля компаний, в которых ЭДО введен частично (73%).
В октябре 2022 года о полном внедрении ЭДО говорят 19% представителей МСБ (что выше, чем в ноябре 2021 года).
Доля компаний, полностью внедривших ЭДО, выше в Москве (34%).
По сравнению с 2021 годом увеличилась доля представителей МСБ, считающих, что одной личной встречи достаточно, затем можно перейти на обсуждение вопросов онлайн (до 30%). Среди придерживающихся такого мнения больше ИП (41%).
За прошедший год на 13 п.п. увеличилась доля компаний, использующих в своей работе технологии, основанные на искусственном интеллекте. Также по сравнению с ноябрем 2021 года отмечено увеличение доли использующих технологии виртуальной или дополненной реальности (4%).
При этом по сравнению с мартом 2021 года снизилась доля тех, кто пользуется технологиями 3D печати (до 7%) и технологиями на базе машинного обучения (до 5%).
Использование интернет-инструментов
Доля компаний, не имеющих сайта, снизилась по сравнению с мартом 2021 года.
При этом более половины всех организаций имеют полноценные сайты с детальной информацией (63%).
Доля компаний, указавших, что они принимают оплату посредством переводов на банковскую карту/счет компании, повысилась с 45% до 57% с осени 2021 года.
Полностью перевели свое общение с банками в онлайн 48% представителей МСБ, показатель снизился по сравнению с прошлым годом. Повысилась доля компаний, готовых перевести все взаимодействие в онлайн формат (до 28% по сравнению с ноябрем 2021), и готовых перевести часть взаимодействия в онлайн (до 20% по сравнению с мартом 2021).
На октябрь 2022 года в среднем у 5% компаний есть мобильное приложение для клиентов.
О наличии собственной страницы в социальных сетях в октябре 2022 года говорят 55% представителей малого и среднего бизнеса. Их доля снизилась на 12 п.п. по сравнению с 2021 годом.
За прошедший год увеличилась доля компаний, имеющих страницы во ВКонтакте (до 75%) и Twitter (до 25%), что, вероятно, связано с блокировкой других социальных сетей в РФ.
В октябре 2022 года в сравнении с мартом и ноябрем 2021 года не изменилась доля компаний, использующих мессенджеры для работы с клиентами, и составила 87%.
Рекламу в интернете размещают 48% компаний-представителей МСБ, что ниже показателей 2021 года.
За прошедший год повысилась популярность e-mail маркетинга (с 23% до 29%), рекламных рассылок по базе клиентов (с 19% до 25%), снижается популярность холодных звонков через колл-центры (с 15% до 9%) и размещения товаров и услуг на Avito, Ozon, eBay (c 39% до 30%).
За период с ноября 2021 года уменьшилась доля тех, кто пользуется рекламой в социальных сетях (с 48% до 38%) и делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%).
Информационная безопасность бизнеса
По сравнению с осенью 2021 год наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). На 12 п.п. снизилась доля компаний, не использующих защиту данных.
В московских компаниях существует больше центров мониторинга сетевых атак (11% против 4% в регионах), региональные компании значимо чаще используют антивирусные программы для физических лиц (46%). ИП по сравнению с ЮЛ больше говорят о таком инструменте как специализированные программы для защиты бизнеса (30% против 11%) и имеют центры мониторинга сетевых атак (7% против 1%).
Утвержденная политика безопасности есть у 40% компаний, показатель не изменился с ноября 2021 года.
Человеческий капитал
По сравнению с ноябрем 2021 года доля руководителей компаний-субъектов МСБ, прошедших обучение, снизилась на 7 п.п. до 31%.
Обязательные курсы для всех сотрудников проводят 8% всех компаний, что на 5 п.п. выше, чем в 2021 году. Еще 7% оплачивают обучение по желанию сотрудников (показатель не изменился с ноября 2021 года). Также по сравнению с ноябрем 2021 года на 7 п.п. до 22% выросла доля компаний, устраивающих обучение своими силами.
При этом до 66% снизилась доля компаний, в которых не организовывали обучение по использованию цифровых технологий для сотрудников компании.
В октябре 2022 года доля руководителей, полагающих, что обучение нужно всем сотрудникам выросла на 2 п.п. до 20% по сравнению с мартом 2021 года. Однако остается стабильно высокой доля тех, кто считает, что обучение не нужно (41%).
За прошедший год снизилась доля компаний, в которых сотрудников на удаленной работе нет (с 43% до 24%).
Доля компаний, в которых есть как работники «на удаленке», так и те, кто работает офлайн, увеличилась в сравнении с ноябрем 2021 года и составила 64%.
Чаще остальных об отсутствии удаленно работающих сотрудников говорили представители юридических лиц (34%).
Таблица 1. Индекс цифровизации бизнеса (Business Digitalization Index)*, в процентных пунктах
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Индекс цифровизации бизнеса (BDI) |
50 |
51 |
52 |
Каналы передачи и хранения информации |
66 |
66 |
63 |
Интеграция цифровых технологий |
59 |
60 |
66 |
Использование интернет-инструментов |
62 |
65 |
62 |
Информационная безопасность |
37 |
38 |
42 |
Человеческий капитал |
28 |
27 |
29 |
*Индекс может принимать значения от 0 п.п. до 100 п.п.
Таблица 2. «Чем из перечисленного пользуетесь Вы или Ваши сотрудники при работе в вашей компании?»*, в % от всех опрошенных
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Облачные решения, облачные хранилища данных |
65 |
52 |
60 |
Корпоративная почта |
58 |
57 |
72 |
Системы автоматизации работы предприятия |
43 |
37 |
42 |
Мессенджеры для общения с коллегами |
21 |
28 |
41 |
Системы по автоматизации работы с клиентом |
38 |
30 |
37 |
Интранет, корпоративный портал/корпоративная социальная сеть |
20 |
15 |
28 |
Онлайн системы организации командной работы |
16 |
12 |
20 |
Сервисы для анализа больших данных |
6 |
7 |
13 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 3. «Какие из следующих инструментов используете Вы или ваши сотрудники на работе?»*, в % от всех опрошенных
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Мобильные приложения, используемые для ведения бизнеса |
60 |
56 |
58 |
Технологии Интернета Вещей |
26 |
32 |
29 |
Технологии на базе машинного обучения |
6 |
6 |
5 |
Технологии, основанные на искусственном интеллекте |
18 |
12 |
25 |
Технологии 3D-печати |
8 |
5 |
7 |
VR/AR-технологии |
4 |
1 |
4 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 4. «Какие способы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Реклама в интернете |
60 |
65 |
48 |
Размещаете товары и услуги на Avito, Ozon, eBay |
32 |
36 |
30 |
Реклама через офлайн-каналы (газеты, радио, спонсорство, партнерство и др.) |
32 |
24 |
25 |
E-mail marketing |
27 |
26 |
29 |
Рекламные рассылки по базе клиентов через мессенджеры |
25 |
19 |
25 |
Холодные звонки через колл-центры |
14 |
7 |
9 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 5. «Какие цифровые каналы для продвижения/рекламы ваших товаров/услуг использует Ваша компания?»*, в % от опрошенных представителей компаний, которые используют какие-либо цифровые каналы для продвижения
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Контекстная реклама |
50 |
36 |
35 |
Реклама в соцсетях |
49 |
48 |
38 |
Платное размещение рекламы в социальных сетях |
31 |
23 |
22 |
Баннерная реклама |
25 |
26 |
24 |
Рекламные видео в интернете (Youtube, GPMD) |
20 |
17 |
12 |
Спецпроекты с блогерами |
13 |
12 |
6 |
Лидогенерация (CPA-сети) |
10 |
11 |
10 |
Другое |
8 |
14 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
4 |
18 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 6. «Какие инструменты обеспечения безопасности данных использует ваша компания?»*, в % от всех опрошенных
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
Используем антивирусные программы для физических лиц |
43 |
39 |
43 |
Используем антивирусные программы для юридических лиц |
31 |
30 |
40 |
Используем специализированные программы для защиты бизнеса |
9 |
3 |
22 |
В компании есть центр мониторинга сетевых атак |
3 |
3 |
5 |
Другое |
5 |
3 |
1 |
Не используем |
28 |
30 |
18 |
Затрудняюсь ответить |
4 |
7 |
4 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
Таблица 7. «За последние полгода ваша компания организовывала какие-либо курсы/тренинги по использованию цифровых технологий для своих сотрудников?»*, в % от всех опрошенных
Сентябрь 2020 |
Ноябрь 2021 |
Октябрь |
|
У нас проходили обязательные курсы для всех сотрудников |
3 |
3 |
8 |
Мы оплачивали курсы и тренинги по желанию сотрудника |
2 |
7 |
7 |
Мы устраиваем обучающие тренинги и семинары внутри компании собственными силами |
23 |
15 |
22 |
Нет, не проводили |
73 |
76 |
66 |
Затрудняюсь ответить |
1 |
1 |
1 |
*Сумма ответов превышает 100%, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.
1 — Седьмая волна измерений проведена НАФИ методом репрезентативного всероссийского опроса представителей малого и среднего бизнеса (включая ИП) в октябре 2022 г. Опрошено 580 руководящих сотрудников предприятий в 8 федеральных округах России.
Источник: Пресс-служба компании НАФИ