14 ноября 2022 г.

Алина Жигалова

Глобальный экономический кризис продолжает нарастать. По прогнозам МВФ, темпы экономического роста снизятся на 2,8% в 2022 году по сравнению с предыдущим годом и продолжат падение в 2023 году. При этом ВВП России к концу 2022 года снизится на 3,4%.

Бизнес ждут безрадостные времена. Как никогда растет потребность в минимизации рисков и избыточных затрат, в оптимизации ИТ-инфраструктуры и повышении операционной эффективности. Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM, рассказывает, как облачные сервисы помогают компаниям экономить средства, рационально использовать ресурсы и преодолевать вызовы новой реальности.

С чего все начиналось

Пандемия COVID-19 стала первым суровым испытанием для бизнеса во всем мире, когда принимать решение и действовать пришлось незамедлительно. Компаниям было необходимо оперативно перестроить ИТ-инфраструктуру, организовать эффективную работу на удаленке в условиях недостатка мощностей, отсутствия релевантного опыта и угрозы простоя. На помощь пришли облачные технологии. Те организации, которые подключились к облачной инфраструктуре, без проблем перенесли свои сервисы и приложения, продолжив операционную деятельность.

По результатам опроса компании Flexera о состоянии облачных технологий в 2020 году, 26% руководителей отметили, что им пришлось значительно увеличить расходы на облачные сервисы из-за пандемии. Спрос на различные облачные конфигурации рос такими темпами, что клауд-провайдеры не успевали разгружать оборудование, и многие из них были вынуждены ограничить объемы предоставляемых по лицензии мощностей или повысить их стоимость.

Если раньше внедрение облачных вычислений ассоциировалось с обновлением инфраструктуры для ускорения выхода на рынок или оптимизации затрат, то после испытания пандемией стали очевидны и другие плюсы. К ним можно отнести гибкое управление вычислительными мощностями, более низкую стоимость резервного копирования и аварийного восстановления, обеспечение непрерывности и отказоустойчивости бизнес-процессов, а также возможность создать безопасные удаленные рабочие места для сотрудников.

Проблемы с поставками оборудования, санкции и новые вызовы

Кризис поставок оборудования начался задолго до 2022 года. Изначально проблемы с глобальной цепочкой поставок возникли из-за пандемии COVID-19 и, как следствие, закрытия множества предприятий. Нехватка микросхем в масштабах всей ИТ-отрасли затруднила работу секторов полупроводников, ПК и аппаратной инфраструктуры. Спрос на полупроводники все еще значительно превышает предложение. По прогнозам Forrester, дефицит сохранится и в следующем году.

Едва разобравшись с трудностями, связанными с пандемией, бизнес снова оказался на распутье: немедленно заказать поставку оборудования для локальной инфраструктуры, несмотря на то, что ее сроки могут затянуться до полугода, или обратиться к облачным провайдерам, успевшим заказать и получить оборудование заранее. В результате те, кто смог вовремя мигрировать в IaaS, сэкономили на покупке оборудования, быстро развернули виртуальный сервер и получили неограниченные возможности масштабирования. Гибкость облачных технологий позволяет подключать новые компоненты, если необходимо увеличить производительность, емкость СХД или размеры кластера, и отключать их, когда нет необходимости в мощностях. При этом клауд-провайдеры взимают плату только за используемые мощности и оказанные услуги.

Когда с российского рынка ушли иностранные вендоры, начались проблемы не только с оборудованием, но и софтом зарубежных поставщиков. Невозможность использования привычного стека технологий, несомненно, стала для бизнеса дополнительным фактором стресса. Как и во время пандемии, компаниям пришлось сойти с рельс и резко изменить привычки. Тем не менее, отечественные клауд-провайдеры еще до ухода зарубежных конкурентов смогли нарастить компетенции, чтобы конкурировать с международными гиперскейлерами и друг с другом. Спрос на импортозамещающие продукты вырос на 300%. Очень быстро появились и стали пользоваться популярностью российские разработки: гиперконвергентные решения, управляемые сервисы, локальные виртуализации, ITSM и ESM.

Релокация и дефицит ИТ-специалистов

Сейчас, когда многие сотрудники работают из других городов и стран, снова увеличился спрос на сервисы для удаленной работы — VDI и удаленные рабочие столы. В то же время российские компании активно релоцируют свои бэкофисы. На новой локации не обязательно строить собственную инфраструктуру — достаточно подключить площадку к местному облачному провайдеру. Многие крупные российские вендоры имеют представительства в разных странах мира, поэтому часто компаниям даже не нужно менять провайдера.

Также на фоне релокации сотрудников усилился дефицит ИТ-кадров. Многие уехавшие айтишники устроились в международные компании, а за оставшихся опытных специалистов ведется настоящая борьба на рынке труда. Спрос на квалифицированные кадры растет, соответственно, увеличиваются и издержки компаний, связанные с оплатой труда. Кроме того, в условиях кризиса, когда экономия ресурсов для многих организаций стала залогом выживания, далеко не каждый бизнес может позволить себе содержать большой штат ИТ-специалистов.

Чтобы помочь клиентам решить эти проблемы, клауд-провайдеры предлагают услуги по управлению ИТ-сервисами на аутсорсе. Сотрудники вендора берут на себя комплексное обслуживание ИТ-инфраструктуры: администрирование, круглосуточную техподдержку, мониторинг систем, исправление ошибок и настройку резервного копирования. Это позволяет бизнесу полностью или частично отказаться от внутреннего ИТ-отдела, чтобы не тратить время и средства на поиск квалифицированных технических специалистов или разгрузить штатных сотрудников и передать на аутсорс рутинные задачи, вроде обновления ПО. При этом ответственность провайдера и требования к сервису четко регламентируются и прописываются в SLA. Например, если доступность сервисов падает ниже указанной в документации отметки, провайдер будет обязан выплатить клиенту денежную компенсацию.

В итоге

Любая нестабильность на ИТ-рынке всегда приводит к повышению спроса на сервисы, независимо от причины кризиса. По данным MarketsandMarkets, объем мирового рынка облачных вычислений вырастет с 545,8 млрд долларов в 2022 году до 1240,9 млрд долларов к 2027 году при совокупном годовом темпе роста 17,9%.

Облачные вычисления изначально разрабатывались для ускорения, оптимизации, экономии и гибкости. Эти характеристики — буквально цель существования и суть облачной концепции. За счет своих базовых свойств и постоянно развивающихся инновационных функций, а также индивидуального подхода к инфраструктуре клиентов со стороны клауд-провайдеров, облака становятся для бизнеса идеальным антикризисным решением.

Источник: Алина Жигалова, директор по развитию сервисов ITGLOBAL.COM