21 ноября 2022 г.
Структура ноутбучного сегмента в России десятилетиями мало отличалась от общемировой: примерно те же глобальные бренды, что и везде, занимали приблизительно такие же доли рынка. Локальные марки, хотя и демонстрировали неплохие результаты, ещё порой выбивались в первую пятёрку по объёмам поставок, но экзотика в виде малоизвестных за пределами других страновых рынков моделей была доступна покупателям разве что через индивидуальные покупки по каналам e-commerce. Канал же по вполне очевидным причинам предпочитал работать с проверенными, надёжными вендорами.
Перемена мест
За последние месяцы структура ноутбучного сегмента российского ИТ-рынка уже претерпела значительные изменения. Сообщения о новых брендах мобильных ПК, как отечественных, так и зарубежных, идут потоком: так, в III кв., по данным «М.Видео — Эльдорадо», на китайские марки ноутбуков пришлось 40% продаж; «Ф-Плюс Мобайл», дочерняя компания «Марвел-Дистрибуции», начала выпуск ноутбуков под брендом F+; в ГК Softline открыли производство ноутбуков; в ассортименте diHouse появилась продукция китайского производителя ноутбуков MAIBENBEN; китайские мобильные ПК Hiper пополнили портфолио дистрибьюторов OCS и Merlion...
В дальнейшем, надо полагать, новых марок ноутбуков в России будет становиться больше — что неизбежно укрепит значимость канала в организации поставок и обслуживания мобильных компьютеров в РФ.
Как собщил «Новостям ИТ-канала» Дмитрий Шульгин, ведущий эксперт ITResearch, на российском рынке совокупная доля глобальных ноутбучных брендов (Acer, Apple, Asus, Dell, HP, MSI, Lenovo) по итогам 2021 г составляла 85% в натуральном выражении, а к сентябрю
Наконец, только к III кв. активизировались китайские игроки второго эшелона — Haier, Hiper, Hasee, Chuwi, Machenke. Совокупная их доля растёт, и эта активность действительно заслуживает называться новым трендом.
Бренд — это звучит гордо
Безусловно, и сейчас в России продаются ноутбуки глобальных лидеров рынка (ASUS, Lenovo, HP, Acer), ввезённые в рамках параллельного импорта, за гарантийное обслуживание которых отвечает непосредственный импортёр. По замечанию руководителя направления «Ноутбуки» компании diHouse (входит в группу ЛАНИТ) Романа Овсиенко, данный факт способствует сильному увеличению количества возвратов, т. к. категорически не хватает комплектующих для ремонта — но, тем не менее, такие мобильные ПК пока что по-прежнему продаются лучше неизвестных брендов: «Учитывая нестабильность поставок по параллельному импорту, введение новых брендов в ассортимент стало необходимостью. Принимая подобное решение, мы рассматриваем в первую очередь вендоров, которые имеют представительство на территории РФ. Иными словами, тех, кто работает согласно стратегии ушедших лидеров (предоставление гарантийного обслуживания, выделение маркетинговых бюджетов для партнёров/дистрибьютора, инвестиции в развитие бренда в стране, полноценная работа с партнёрами). Партнёрам, как и конечным потребителям, важно быть защищёнными».
Александр Логинов, директор департамента персональных систем в OCS Distribution, уверен, что современный клиент — это всё тот же консервативный потребитель, который в выборе техники всегда будет стремиться выбирать для себя лучшие потребительские характеристики по совокупности факторов, — и потому предпочтения рынка складываются в первую очередь от доверия к производителю: «Многим „новичкам“ рынка придётся пройти трудный путь, чтоб завоевать сердца своего клиента, и это не станет лёгкой прогулкой».
Готовы ли сами новые поставщики ноутбуков к серьёзной борьбе за место под солнцем? Безусловно; тем более что, как полагает Марина Полянская, руководитель IT-департамента Hiper, «магическая аура» бренда и его важность понемногу отходят на задний план: «Широкий ассортимент, гибкая ценовая политика, возможность выбирать, пробовать всегда соблазняют конечного пользователя, особенно в B2C. Мы стараемся учитывать модели поведения потребителей и факторы, которые влияют на их выбор. Тщательно подходим к вопросу ценообразования, потому что прежде всего потребители принимают во внимание именно стоимость того или иного продукта. Не забываем также о постпродажной поддержке нашего клиента и предлагаем гарантийное обслуживание и сервисные центры по всей России. Несмотря на то, что многие наши коллеги покинули российский рынок, наша основная цель — внимание к корпоративным клиентам и бизнес-партнёрам, а также к конечным пользователям, для которых важно иметь возможность подбора решений под различные требования и бюджет».
Бренд не играет особой роли при закупках ноутбуков для рядовых госучреждений, при закупках с ограниченным бюджетом и отсутствием особых требованиях к безопасности, — так считают эксперты компании RDW Technology: «Есть технические характеристики, необходимые для функционирования ПО на ноутбуке, есть предельная стоимость закупки. И тот, кто предложит оптимально бюджетный вариант, тот его и поставляет».
«Для компаний всё так же важно, чтобы ноутбуки решали бизнес-задачи, удовлетворяли требования сотрудников, не снижая их производительность, — утверждает Артур Кан, руководитель направления INFERIT (ГК Softline) по развитию ноутбуков и планшетов. — Наш главный приоритет — российский рынок. Мы активно развиваем и продвигаем INFERIT и не отрицаем возможность выхода на международный рынок».
Трудности организации
Вводить на российский рынок новый ИТ-бренд, относится он к ноутбукам или нет, было трудно всегда. Однако в текущих условиях, замечает Роман Овсиенко, делать это становится даже немного проще: «Основная сложность в том, чтобы убедить партнёров поставить товар на полку. Как дистрибьютор, мы рассказываем о преимуществах и функциях устройств, о том, почему данный ноутбук будет продаваться не хуже товаров от лидеров. Также организовываются совместные мероприятия (вендор, партнёры, дистрибьютор), на которых ещё более подробно описываются все преимущества конкретных ноутбуков. Кроме того, мы инициируем совместные маркетинговые акции с вендором».
Трудности при выводе нового бренда на российский рынок начинаются, как отмечает Александр Логинов, уже с порога — и могут быть связаны как с неблагозвучностью названия для уха российского обывателя (этим часто грешат китайские компании), так и с целым рядом законодательно-разрешительных факторов, таких как маркировка, сертификация, локализация, обеспечение гарантийного сервиса и т. д.: «Да, мы в OCS умеем со всем этим работать и готовы предложить помощь, вплоть до организации маркетинговых стратегий, обеспечения жизнеспособности партнерских программ. Но это не может быть работой одного только дистрибутора, и мы всегда отдаём предпочтение тем вендорам и производителям, которые своей целью видят долговременное сотрудничество».
Судя по активности китайских производителей за последние полгода, Сергей Писарев, продакт-менеджер по направлению портативной техники группы компаний
«Сегодня мы, как и другие компании, столкнулись с логистическими трудностями, — говорит Артур Кан. — С точки же зрения производства нет никаких проблем и никаких задержек. Поставляемые комплектующие собираются и дорабатываются на нашем собственном производстве в России, которое базируется в наукограде Фрязино».
«В ноутбуке есть один производственный момент, отличающий этот товар и от десктопов и от смартфонов, — напоминает Дмитрий Шульгин. — Это кириллица на клавиатуре, которая в идеале должна быть заводская. Есть „олдскульные“ методы типа наклеек или лазерной очистки и допечатки русских букв, но для массового рынка это тяжело». В перспективе недоступность заводской русификации клавиатур может возникнуть, по крайней мере по некоторым брендам. Ещё один важный момент: ожидание комплектующих в сервис-центре может сегодня сильно затянуться.
«Нельзя сказать, что мы столкнулись с какими-либо организационными трудностями в плане вывода нового продукта на рынок, — отмечает Марина Полянская. — У нас есть опыт работы с данной категорией, понимание, что мы можем предложить хорошее качество по приятным ценам не только корпоративным клиентам, но и конечным пользователям. У нас разработаны каналы дистрибуции, с которыми мы плодотворно сотрудничаем уже не первый год».
По словам Ильдара Вагизова, коммерческого директора ICL Техно, организация сборки ноутбуков сегодня не представляет трудностей при наличии высокотехнологичного производственного оборудования, конвейеров со средствами контроля качества конечной техники: «Ключевой вопрос — стабильность каналов поставок и грамотно выстроенная логистика компонентов. Производители взяли курс на увеличение инвестиций в производственные мощности, а также расширение сервисного обслуживания на всей территории страны в сжатые сроки, — это необходимое условие развития наших российских брендов».
(Окончание следует)
Источник: Максим Белоус, IT Channel News