23 ноября 2022 г.
Окончание. Начало тут
Хотя активность российских разработчиков ПО — в том числе операционных систем — для госструктур и бизнеса после
Запускать-то что будем?
Дмитрий Шульгин, ведущий эксперт ITResearch, напоминает, что россияне, особенно в потребительском сегменте (а это боле 60% рынка ноутбуков) всегда смотрели на Windows как на безальтернтавную платформу: «Скажем, в отличие от мирового рынка, у нас вообще не продавались хромбуки. Сложно представить себе сегодня, что частный пользователь или малый бизнес предпочтёт условный AstraLinux в качестве ОС. Надо думать, сегодня большинство всё-таки предпочтёт взять комплектацию с OEM-версией „из коробки“».
По оценке руководителя направления «Ноутбуки» компании diHouse (входит в группу ЛАНИТ) Романа Овсиенко, совокупная доля ноутбуков на Windows осталась прежней, если брать весь рынок РФ — если говорить именно о потребительском сегменте: «Глобальных изменений пока не наблюдается, но, скорее всего, они появятся».
Сергей Писарев, продакт-менеджер по направлению портативной техники группы компаний
Эксперты компании RDW Technology подтверждают, что поставка ноутбуков с предустановленной российской ОС сейчас является для корпоративных заказчиков обычной практикой: «С частными клиентами куда сложнее. Всё-таки очень сложно даже психологически после трёх десятков лет использования различных версий Windows перейти на российские ОС. Это дело времени и привычки».
Сила привычки пользователей велика и усугубляется проблемами с совместимостью, поэтому рынку предстоит большая работа по замене, — так считает Александр Логинов, директор департамента персональных систем в OCS Distribution: «Корпоративные клиенты, возможно, первыми ощутили потребность в обеспечении безопасности инфраструктуры и оказались более открыты к диалогу по переходу на отечественные операционные системы. Но на частных клиентов и конечного потребителя этот тренд пока не распространился; там большим спросом пользуются ноутбуки без предустановленной ОС. Это даёт некую вариативность в выборе — и без переплат».
Определённые сложности с приобретением OEM-версий Windows для поставляемых в Россию ноутбуков, разумеется, есть. По словам Марины Полянской, руководителя IT-департамента HIPER, Microsoft подтверждает лицензию на предустановленную ОС, но не всегда «видит» запросы к серверу: «Эта проблема касается сейчас не только нашего, а любого оборудования с предустановленной Windows и прошитым ключом активации BIOS. Мы оперативно поддерживаем пользователей и помогаем активировать Windows по рекомендациям от Microsoft. В следующей партии мы уже решили данную проблему и произвели ноутбуки с активированной версией Windows».
Открытые перспективы
По оценке Дмитрия Шульгина, доли брендов на отечественном рынке ноутбуков в перспективе до года скорректируются, причём ощутимо: «Крупнейшие бренды вроде бы ушли, но на самом деле ушли чётко и однозначно только Dell и Apple, причём по второй серый ввоз (пардон, параллельный импорт) всегда имел место; это культовый бренд и уникальный продукт. Другие, как бы не работая, всё же работают „каким-то чудесным образом“ — но так, чтобы сильно не отсвечивать. Естественно, этим компаниям есть что терять — европейский рынок как минимум, — и чувствуется, что им это не надо. А вот упоминавшиеся выше китайские noname — им терять, чувствуется, нечего, и они видят в ситуации исторический шанс. И начинают двигать уже в официальный канал».
«Если допустить, что всё останется так, как есть сейчас, то доля прежних глобальных вендоров будет падать, — уверен Роман Овсиенко. — Она не снизится до минимальных значений, т. к. предложения по закупке в рамках параллельного импорта есть. В августе и сентябре процент новых брендов стал намного заметнее, и, как следствие, сократилась доля прежних лидеров».
Доля глобальных брендов точно не сможет удержаться на прежнем уровне, её без сомнений будут осваивать новые игроки из Поднебесной и отечественные производители, — в этом убеждён Александр Логинов: «Какие? Пока трудно составить полную картину и дать уверенный прогноз, но уже понятно, что параллельный импорт не способен обеспечить должную линеарность в поставках, соблюсти все сроки и требования для рынка РФ. А это отличная точка роста для компаний, понимающих, что российский рынок ноутбуков всегда был премиальным и никакие внешние обстоятельства не способны изменить этого факта. Если вдруг завтра ситуация поменяется и для глобальных брендов появится возможность вернуться, то они это обязательно сделают. Но время играет против них и восстановление до предыдущих отметок потребует огромных вливаний — без гарантий успеха!»
По мнению Сергея Писарева, значительных изменений по долям присутствия брендов на российском рынке ноутбуков не стоит ждать по меньшей мере в течение года: «Бренды, ранее известные в качестве производителей смартфонов, такие как Honor и Huawei, усилят позиции на рынке ноутбуков: уже сейчас они расширяют ассортиментную матрицу и стремятся сделать продукцию доступнее для массового потребителя. Возможно, ряд крупных федеральных торговых сетей предложат рынку компьютеры и ноутбуки под собственными торговыми марками. Новые же производители будут проявлять осторожность в наращивании объёмов поставок, прощупывая рынок в поисках „своего“ покупателя».
«Однозначно мы можем сказать о перераспределении сил на рынке ноутбуков, — свидетельствует Марина Полянская. — Если ранее на долю „остальных брендов“ (помимо первой пятёрки) приходилось менее 20%, то сейчас на российский рынок пришло много новых брендов из Китая, а присутствовавшие здесь и ранее B- и С-бренды начали усиливать свои позиции. При этом, как мне кажется, выбор пользователя в большей степени будет падать на тех производителей, которые постараются сохранить привычный уровень взаимодействия: маркетинговую и гарантийную поддержку, взаимодействие с корпоративными партнёрами».
Как прогнозирует Ильдар Вагизов, коммерческий директор ICL Техно, в будущем году общий объём продаж ноутбуков российских брендов ощутимо вырастет, при этом будет заметна общая тенденция на удешевление: «Кроме того, многое зависит от доверия потребителя: крупные розничные сети выражают интерес к продаже российской электроники, но им нужна государственная поддержка для продвижения брендов. На данном этапе нашего потребителя надо мотивировать познакомиться с отечественными продуктами, сформировать доверие к российским брендам».
Чем больше производителей выходит на рынок, тем больше конкуренции на нём возникает, — на это обращают внимание эксперты RDW Technology: «Это только на руку конечному пользователю. По сути, сейчас российские бренды повторяют путь борьбы за своего потребителя, которым 25 лет назад уже прошли бренды мировые. Что это значит? Что рабочие места создаются внутри нашей страны. Что правообладателем всех российских научных исследований, технологий, да и самих технических новинок постепенно становится наша страна. И то, что пока наша экономика зависима от ресурсной базы, технологий и производств глобальных корпораций не должно нас отвлекать от технологического вектора нашего развития. Мы возводим собственную цифровую экономику. А как известно, Москва не сразу строилась».
Источник: Максим Белоус, IT Channel News