22 ноября 2022 г.
Налоговый мониторинг — это режим, предусматривающий удаленное взаимодействие компании с ФНС России. Вместо традиционной отчетности компании могут открыть доступ налоговым инспекторам к данным бухгалтерского и налогового учета для анализа ключевых показателей в режиме реального времени. Такой контроль снижает трудозатраты компании на подготовку отчетности и помогает избежать ошибок, выездных проверок и, соответственно, штрафов. Сотрудники ФНС указывают на нарушения и налогоплательщики могут сразу исправить их.
Витрина данных — информационный хаб для налоговой
Для перехода на налоговый мониторинг нужно обеспечить техническую возможность удаленного взаимодействия с налоговым органом. С 2024 года единственным способом предоставления сведений для налогоплательщиков станет прямой доступ к информационным системам (ИС) компании через интеграцию с АИС «Налог-3» — центральной системой ФНС России. Его можно организовать двумя способами — подключать системы налогового и бухгалтерского учета напрямую или создать и подключить витрину данных, где собираются все необходимые сведения для мероприятий налогового контроля.
68% компаний, участвующих в налоговом мониторинге, используют витрину данных. Для крупных компаний такой способ взаимодействия оказался наиболее удобным: проще собрать все данные в одном месте, чем открывать доступ к большому количеству ИС. Кроме этого, витрину данных проще интегрировать с АИС «Налог-3» — нужно подключить только одно решение, а не несколько разрозненных систем.
Тренд на облака
Сначала режим налогового мониторинга могли применять только крупнейшие налогоплательщики. С 2021 года требования к размеру компании снизили: к новому режиму могут присоединиться компании, у которых совокупная стоимость активов составляет не менее 1 млрд рублей, суммарный объем полученных доходов за предыдущий год составляет не менее 1 млрд рублей, а сумма уплачиваемых налогов и других сборов — не менее 100 млн рублей. Снижение порога входа в налоговый мониторинг существенно расширяет круг потенциальных участников.
Крупнейшие компании привыкли работать в собственном контуре, поэтому чаще всего устанавливают платформу налогового мониторинга on-premise — на своей ИТ-инфраструктуре. У них высокие требования к адаптации решения под особенности бизнеса, а также есть ресурсы для его дальнейшей поддержки и обеспечения необходимого уровня безопасности систем.
Расширение круга участников налогового мониторинга и изменение ИТ-рынка меняют запросы компаний. Средним компаниям требуются более простые типовые решения с поддержкой вендора, которые не требуют инвестиций в собственную ИТ-инфраструктуру компании. В связи с этим растет востребованность облачных решений для налогового мониторинга.
Облако vs on-premise
Сравним два вида инсталляции платформы налогового мониторинга по трем параметрам: скорость запуска, затраты на внедрение и сопровождение, обеспечение безопасности.
Скорость запуска в эксплуатацию
- Для установки решения в собственном контуре может потребоваться закупка дополнительного оборудования. Возможные сложности с закупкой и поставками «железа» могут усложнить и затянуть этап выделения необходимых мощностей. Для масштабирования решения придется снова закупать оборудование и расширять ИТ-инфраструктуру и, возможно, штат ИТ-специалистов.
- Облачное решение подключается на порядок быстрее, потому что не предполагает этапа подготовки ИТ-инфраструктуры — она доступна в тот же день. В облаке легче масштабировать решение, подключив дополнительные мощности по клику или сократив неиспользуемые.
- При установке on-premise к расходам на покупку решения нужно прибавить инвестиции в инфраструктуру и расходы на ее дальнейшее сопровождение, включая зарплаты ИТ-специалистов и специалистов по информационной безопасности. Единовременные расходы на такой проект могут быть достаточно высокими. При этом речь идет о капитальных затратах (CAPEX).
- Облачное решение не предполагает инвестиций в оборудование и расширение штата специалистов. Поддержкой инфраструктуры, в том числе обеспечением резервного копирования данных, занимается облачный провайдер. Затраты сводятся к оплате облачных ресурсов и лицензии на решение. Это позволяет оптимизировать расходы и перевести капитальные затраты в операционные (OPEX). В итоге облачное решение может оказаться кратно дешевле, чем on-premise.
Безопасность
Интеграция с АИС «Налог-3» предполагает особые требования к обеспечению информационной безопасности подключаемых систем.
- Внедряя платформу налогового мониторинга в собственный ИТ-контур, компания должна самостоятельно обеспечивать необходимый уровень безопасности самого решения и каналов связи с ФНС России. Необходимо приобретать сертифицированные средства криптографической защиты информации (СКЗИ) для каналов связи, нанимать сертифицированных специалистов для их обслуживания. Это может стать довольно сложной и дорогой задачей.
- В случае с облачной платформой вопросы, связанные с безопасностью, берет на себя поставщик решения — он обеспечивает сертификацию и соответствие решения установленным стандартам защищенности, включая СКЗИ. Важно, чтобы облако, где размещается решение, выполняло требования
152-ФЗ о хранении персональных данных и было аттестовано для подключения к государственным информационным системам первого класса. Поэтому при выборе облачного решения нужно проверить, что оно соответствует необходимым требованиям.
Крупные и средние компании, применяющие режим налогового мониторинга или планирующие переход на него, уже используют облачные решения.
Например, крупнейший производитель удобрений и химической продукции АО «Аммоний» выбрал облачное решение VK Tax Compliance. Для компании важно было быстро масштабировать витрину с ростом бизнеса и количества транзакций, а также избежать долгого процесса закупки оборудования, исключить дополнительные расходы на поддержку инфраструктуры.
Облачное решение для налогового мониторинга выбирают те компании, которые хотят быстро перейти на новый режим и иметь возможность в дальнейшем так же оперативно масштабировать витрину. Они стремятся сэкономить на вычислительных ресурсах и обслуживании инфраструктуры, а также соблюсти строгие требования информационной безопасности без лишних усилий.
Источник: Дмитрий Вострецов, менеджер продукта VK Tax Compliance