29 ноября 2022 г.
Продолжим рассмотрение ситуации, влияющей на развитие «цифровой трансформации» (DX) в современных российских условиях, начатый ранее.
DX в период дефицита «железа»
Конечно, DX требует развития цифровых решений — от вычислительных мощностей до периферийных устройств. Однако с этим связаны серьезные проблемы, вызванные уходом ключевых глобальных вендоров, разрушением привычных каналов поставок и прочими известными событиями.
В российском сегменте «железа» для корпоративного рынка существует серьезный дефицит оборудования, отмечает Шамиль Аминев, генеральный директора компании «Сила», входящей в группу IBS. Разрыв между потребностями рынка и возможностями поставки значителен. Для сегмента корпоративных ПК этот показатель составляет порядка 10%, говорит он. Но для других сегментов значительно больше, например, для сетевого оборудования он может превышать по некоторым направлениям 50%. Дефицит будет преодолен в лучшем случае к концу следующего года, отмечает г-н Аминев.
Что делать в таких условиях российским ИТ-компаниям? Обеспечивать работу ИТ-инфраструктуры заказчиков в условиях дефицита, повышая коэффициент утилизации имеющихся мощностей, продлевая срок службы оборудования «install base» и сосредотачиваясь на других аспектах задач корпоративных заказчиков, в частности, связанных с DX. Заметим, что ряд компаний из других секторов экономики уже наращивают активность в предложении DX для российских корпоративных заказчиков! Рассмотрим пару примеров.
«DX as a Service»?
Такое предложение рынку действительно можно сформировать, хотя на первый взгляд идея выглядит странно. Однако вполне возможно упаковать ИТ- и консалтинговые компетенции в единый продукт! Разумеется, предложение будет, в общем случае, нишевым — для него нужны глубокие профильные компетенции на вертикальных рынках в сочетании с бизнес-компетенциями общего характера.
Решение выйти с таким продуктом на российский рынок принял «Сбербанк». «Недавно мы начали внедрять такой сервис как Digital transformation as a service», — говорит Дмитрий Трофимов, управляющий директор департамента развития корпоративного бизнеса в «Сбербанке». В современных условиях нужно фокусироваться не на продаже клиентам отдельных цифровых сервисов, а на решениях, которые могут способствовать росту бизнеса. Спрос на такую услугу со стороны корпоративных клиентов есть. Более того, этот спрос, как отметил г-н Трофимов, растет: в настоящее время по такой схеме «Сбербанк» работает более чем с пяти сотнями компаний.
В «Сбере» отмечают, что только помогают компаниям-заказчикам в проведении процессов DX, что вполне логично — «цифровую трансформацию» не предоставить «под ключ». Очевидно, что процессы DX не тот сервис, который можно предоставить как коробочных продукт, поэтому сервисы от «Сбера» будут штучными разработками, хотя некоторое переиспользование схем, вероятно, будет возможно.
Концептуально ситуация интересная: банки давно превратились в ИТ-компании, но при таком подходе они выходят на рынок ИТ, во многом конкурируя с традиционными интеграторами! Конечно, процесс достаточно сложен — нужно конвертировать компетенции, ранее наработанные для скоринга в кредитном сегменте, в консалтинговые, а также нарастить ряд ИТ-компетенций. Но если банки начнут соответствующие действия раньше традиционных интеграторов, то последние могут оказаться в догоняющих на ранее привычных рынках, причем в наиболее «жирном» сегменте крупных корпоративных заказчиков.
DX: важность третьей составляющей
У «цифровой трансформации» есть третий элемент, также необходимый наряду с совершенствованием бизнес-моделей/бизнес-процессов в сочетании с развитием вычислительной инфраструктуры — DX требует развития и обучения персонала компании-заказчика.
«Нехватка кадров — один из самых больших тормозов на пути цифровых преобразований», — отмечает Санчес-Рейна, вице-президент-аналитик Gartner. Разумеется, с этими проблемами работают и на российском рынке, предлагая соответствующее обучение для персонала.
Например, обновленный образовательный курс «ТИМ. Базовый уровень», ориентированный на работников компаний-застройщиков, запустила Цифровая академия ДОМ.РФ. Напомним, что внедрение и распространение технологий информационного моделирования (ТИМ) является практически базисом для DX в современном строительстве.
«Строительная отрасль находится в стадии перехода на ТИМ», — отметил Николай Козак, управляющий директор по ИТ и цифровой трансформации в ДОМ.РФ. Действительно, несмотря на высокий интерес к технологии, ТИМ в РФ только начинает массовое проникновение в строительную отрасль.
С одной стороны, распространенеие идет широким фронтом: ТИМ применяют девелоперы по всей стране — в шести из семи федеральных округов проекты с ТИМ уже существуют. С другой стороны, пока ТИМ применяют фрагментарно: для предпроектных работ их используют только 2% российских строительных компаний, по данным исследования ЕРЗ, для проектирования — уже 64%, на этапе строительства — 32%, а при эксплуатации — 4%.«Классический ТИМ», полностью охватывающий все жизненные этапы существования зданий, в российских реалиях дело хотя и ближайшего, но все же будущего, но без него DX в девелопменте невозможна.
Заметим, что вопрос подготовки кадров для DX актуален не только для стройкомплекса.
Кадровый вопрос среди насущных проблем цифровизации в АПК выделил Андрей Пряников, замдиректора по отраслям в АНО «Цифровая экономика», выступая на мероприятии «Цифровизация АПК: логистика, персонал, продажи», проведенном Ассоциацией менеджеров.
Вместо заключения
Приведенные примеры показывают, насколько высокими темпами продолжает идти «цифровая трансформация» в РФ. Несмотря на все проблемы в экономике, ситуация складывается удачно на фоне сочетания активного интереса к процессам DX со стороны ведущих игроков вертикальных рынков, протекционизма Правительства и общего тренда на цифровизацию экономики страны. Однако игрокам ИТ-рынка следует проявить активность, иначе они рискуют оказаться на вторых ролях! Надо помнить о трех составляющих DX — цифровых технологиях, совершенствовании бизнес-процессов и развитии «человеческого капитала». Что означает необходимость предлагать заказчикам комплексные услуги, для чего ИТ-компаниям придется или выступать совместно с консалтинговыми структурами и учебными центрами, или выращивать внутри самих себя новые компетенции.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News