30 ноября 2022 г.
Облачная стратегия — это комплексный подход к использованию облачных вычислений в организации, однако многие руководители бизнеса и ИТ-подразделений продолжают совершать целый ряд ошибок при разработке такой стратегии, говорит Gartner.
«Хорошо сформулированная облачная стратегия должна укладываться в краткий, ясный документ из
Аналитики Gartner представили свои рекомендации, как правильно «подключить» и использовать облако и реализовать его ценность, на недавней конференции «IT Infrastructure, Operations & Cloud Strategies».
Руководителям бизнеса и ИТ нужно совместно выработать облачную стратегию, избегая при этом распространенных ошибок, которые перечислены ниже:
1. «Облако — это дело айтишников»
Облачные услуги — это не только про ИТ. Люди вне ИТ-отдела обладают навыками и знаниями, важными для успеха облачной стратегии. «Руководителям бизнеса и ИТ-служб следует избегать ошибки выработки стратегии, ориентируясь только на ИТ и стараясь потом „продать“ ее остальной части организации, — пишет Мейнарди. — Руководители бизнеса и ИТ должны быть равными партнерами в формулировании облачной стратегии».
2. Отсутствие стратегии выхода
Разработка стратегии выхода из услуг того или иного поставщика облака достаточно сложна, и в этом одна из причин, почему у многих организаций она отсутствует. Они полагают, что такая стратегия им не нужна, потому что не думают, что что-то нужно будет выводить из облака. Однако стратегия выхода жизненно важна для успеха всей облачной стратегии организации. «Это то же самое, что держать страховой полис в ящике стола, надеясь всё же, что он вам никогда не понадобится», — пишет Мейнарди.
3. Облачную стратегию путают с планом внедрения облачных услуг
«Облачная стратегия не то же самое, что план внедрения облачных технологий, и она должна идти первой. Это этап принятия решений, на котором руководители бизнеса и ИТ решают, какую роль будут играть облачные технологии в их организации. И уже после этого разрабатывается план внедрения, который воплотит в жизнь эту облачную стратегию, — считает Александр Алюнов, к. т. н., доцент Департамента анализа данных и машинного обучения Финансового университета при Правительстве РФ. — Безусловно, эффективная стратегия для собственного развития любой организации должна включать в себя раздел, посвященный облачной стратегии.
К сожалению, у многих компаний, которые находятся в крупных городах нашей страны, на текущий момент отсутствует облачная стратегия. А если имеется, то под нею зачастую руководством организаций понимается лишь план по переходу в облачное решение, что лишает ИТ-стратегию гибкости в части применения облачных технологий».
«В регионах директор предприятия совместно с руководителем ИТ-отдела „молча“ переводят работу организации в так называемое „облако“, а коллектив даже не понимает толком „зачем?“ и „почему?“, — продолжает эксперт. — Это часто воспринимается некоторыми сотрудниками негативно, как „лишняя работа, ведь раньше как-то работали, и все было хорошо“, не говоря уже о тех моментах, когда есть потребность в полноценной облачной стратегии. В этом видится проблема, которая возникает из стереотипного мышления о том, что „облако — это дело только айтишников“. Решение может быть только одно — это облачная стратегия, которая позволяет не только четко спланировать работу ИТ-отдела и тем самым подготовить предприятие к возможным непредвиденным ситуациям, связанным с облаком на случай „а что если?“, но и детально ознакомить всех сотрудников с возможностями и преимуществами облачной системы. Важно отметить и то, что при разработке подобной стратегии должны принимать участие не только ИТ-специалисты, но и представители других структурных подразделений компании».
4. «Нам поздно разрабатывать облачную стратегию»
Никогда не поздно начать создавать облачную стратегию. «Если организация начинает вводить облачные технологии без всякой стратегии, это вызовет сопротивление тех, кто не „посвящен“ в ее предпосылки и принципы, — пишет Мейнарди. — Как результат, сопротивление замедлит внедрение облака и может даже поставить под угрозу весь проект».
5. «Переносим всё в облако!»
Многие организации полагают, что облачная стратегия значит «перенести всё в облако». «Такое понимание удерживает многих руководителей бизнеса и ИТ от выработки стратегии, поскольку они думают, что тогда придется использовать облачные услуги буквально для всего, — пишет Мейнарди. — Нужно мыслить шире и подключить эксперта с комплексным подходом, например архитектора корпоративных ИТ, который привнесет более широкий взгляд в формулирование вашей облачной стратегии».
6. «Наша облачная стратегия — это стратегия дата-центра»
Многие организации путают облачную стратегию со стратегией центра обработки данных. Это две разные стратегии, но они должны быть увязаны друг с другом, поскольку это влияет на роль, которую облачные услуги будут играть в организации. «Решения в облачной стратегии принимаются отдельно по каждой рабочей нагрузке; это не решения, касающиеся дата-центра», — пишет Мейнарди.
7. Задание «сверху» — это и есть стратегия
Еще одна распространенная ошибка — внедрять облачные услуги, потому что гендиректор, CIO или руководитель бизнес-подразделения считает, что это поможет сократить затраты. Gartner рекомендует воспринимать такие распоряжения руководства как поддержку в разработке облачной стратегии, а не как собственно стратегию. Облачная стратегия должна также оставаться связанной с бизнесом, и организация должна понимать, почему те или иные рабочие нагрузки переносятся в облако и какова цель.
8. Подключить услуги <Введите название вендора> — это и есть облачная стратегия
Скорее всего, организации со временем прибегнут к облачным услугам нескольких поставщиков. Использование этих услуг будет расширяться, поэтому руководителям бизнеса и ИТ следует выработать широкую стратегию, охватывающую множество сценариев, облачных сервисов, вендоров и внеоблачную среду.
9. Аутсорсинг разработки облачной стратегии
Поручить кому-то разрабатывать для вас облачную стратегию кажется привлекательным, но этого не следует делать: она слишком важна, чтобы отдавать ее на аутсорсинг. Эксперты Gartner рекомендуют прибегать к сторонним подрядчикам — даже поставщику облачных услуг — лишь при внедрении. Это может оказаться выгодным вариантом привлечения дефицитных специалистов.
10. «Cloud First» это и есть вся облачная стратегия
Принцип «cloud-first» означает: если запрашиваются новые инвестиции, то по умолчанию такой новый актив будет выстроен или размещен в общедоступном облаке. «Но „прицел на облако“ не означает „только облако“. Если руководители бизнеса и ИТ изберут подход „cloud-first“, то в их стратегии должны быть проработаны исключения из „правила по умолчанию“, предусматривающие наличие приложений также вне облака», — пишет Мейнарди.
Источник: Пресс-служба компании Gartner