13 декабря 2022 г.

12 декабря 2022 г. в Москве состоялось открытие Russian Internet Week 2022. В рамках пленарной сессии выступили ключевые спикеры отрасли, представив самую актуальную аналитику, тренды и прогнозы.

Директор РАЭК Сергей Гребенников подробно разобрал основные аналитические показатели Рунета.

Так, он отметил, что РАЭК скорректировала собственные прогнозы относительно динамики экономики Рунета, данные в мае 2022 года на РИФ 2022. Весной ожидалось, что влияние негативных факторов, в числе которых — санкционное давление, уход с рынка зарубежных игроков, сворачивание проектов российским бизнесом, падение доходов населения и экономическая турбулентность, приведут к снижению темпов роста до 11% в год. Вместе с тем, РАЭК отмечала наличие ряда позитивных факторов, которые способны поддержать отрасль и положительно повлиять на динамику.

«Согласно предварительным прогнозам аналитического отдела РАЭК, в 2022 году интернет-экономика России вырастет на 24% по отношению к 2021 году и достигнет объема 11,8 трлн руб. По отношению к предыдущим годам темпы роста снизятся почти в 2 раза (в 2020 году рост составил 41% год к году, в 2021 — 42%). Мы растем, но этого недостаточно», — отмечает Сергей Гребенников.

Основные выводы исследования РАЭК:

  • Сегмент интернет-рекламы в 2022 году впервые за весь период наблюдений столкнется с падением объемов. Ожидается, что по итогам года падение составит 10% от объемов 2021 года — до 390,7 млрд руб.
  • Объемы сегмента электронной коммерции в 2022 году, по прогнозам, увеличатся почти до 11 трлн руб., однако темпы роста снизятся до 10% год к году.
  • Инфраструктурный сегмент в 2022 году, согласно прогнозам, почти не потеряет в динамике относительно прошлого года. Ожидается, что рост сегмента составит 30%, а его объем увеличится до 298,7 млрд руб.
  • Объем сегмента цифрового контента по итогам 2022 снизится практически до допандемийных значений. Ожидается, что он сократится на 25% — до 115,6 млрд руб.

«Таким образом, как и прогнозировалось весной, сохранить положительные темпы роста в 2022 году удалось за счет вклада двух сегментов — электронной коммерции и инфраструктуры, в то время как сегменты интернет-рекламы и цифрового контента по итогам 2022 года демонстрируют отрицательную динамику», — комментирует Сергей Гребенников.

По мнению аналитиков РАЭК, весомый вклад в сохранение положительной динамики и обеспечение роста экономики Рунета на 24% год к году внесли такие факторы как:

  • существующая экосистема российских сервисов и решений, которые по ряду параметров превосходят зарубежные аналоги;
  • привычка к «онлайну» и «цифре»;
  • массовый переход российских пользователей в отечественные сервисы;
  • диалог между государством и отраслью, своевременные и эффективные меры поддержки;
  • наличие «запаса прочности» у существующих инфраструктурных систем;
  • развитие государственных цифровых проектов и государственные инвестиции в российские решения.

Однако для Рунета рост на 24% означает двукратное снижение темпов роста — в период с 2019 по 2021 гг. интернет-экономика России росла более чем на 40% в год. Аналогичная динамика наблюдалась на старте ее измерения в РАЭК вплоть до экономического кризиса 2014-2015 гг. Снижение темпов роста в 2022 году обусловлено влиянием следующих факторов:

  • необходимость глобального переформатирования процессов;
  • незавершенный процесс адаптации к новым инструментам и решениям;
  • отсутствие конкурентоспособных российских аналогов по ряду решений;
  • инициативы в сфере регулирования рекламной отрасли и контента и необходимость инвестирования в соблюдение новых требований;
  • переход потребителей в режим экономии.

«Мы много говорим о том, как важен цифровой суверенитет. Переход на импортозамещенное ПО не может произойти быстро, на это потребуются годы. Все без исключения сегменты столкнулись с необходимостью искать замену уже привычным для них решениям, под которые были адаптированы их бизнес-процессы. Где-то эта трансформация прошла быстро, а где-то игроки отрасли еще отстраивают этот процесс. Так, несмотря на наличие сильных российских игроков рынка, предлагающих качественный рекламный инвентарь (Яндекс или VK), разнообразие рекламных инструментов существенно пострадало, и для части решений альтернативу только предстоит найти. Другой пример — разработка игр. У нас есть разработчики и есть желание государства инвестировать в отечественный игровой контент, но сама разработка, включая игровые движки, завязана на зарубежном ПО. Важно отметить, что курс на импортозамещение требует проактивного регулирования, и мы, в АНО „Цифровая экономика“ готовы активно включиться в этот процесс», — отмечает генеральный директор АНО «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко.

В РАЭК полагают, что для восстановления темпов роста экономики Рунета в краткосрочной перспективе необходимо:

  • обеспечить стимулирующее регулирование, прежде всего — за счет минимизации количества регуляторных инициатив, оказывающих неоднозначное влияние на отрасль
  • сохранить поддержку отрасли до полного завершения процесса адаптации к новым реалиям, уделив особое внимание наиболее пострадавшим направлениям (интернет-реклама, цифровой контент)

Вместе с тем, полное возвращение к «докризисным» темпам роста невозможно без завершения периода турбулентности и стабилизации макроэкономической ситуации.

Вклад интернет-экономики в экономику России определяется вкладом четырех крупных сегментов — интернет-рекламы и маркетинга, электронной коммерции, инфраструктуры и цифрового контента, которые в совокупности составляют «цифровой контур», объединяющий компании, получающие основной доход в данных сферах.

  • Сегмент интернет-рекламы в 2022 году впервые за весь период наблюдений столкнется с падением объемов. Ожидается, что по итогам года падение составит 10% от объемов 2021 года — до 390,7 млрд руб.
  • Сегмент электронной коммерции является самым большим по объему сегментом интернет-экономики России. В 2022 году его объемы, по прогнозам, увеличатся почти до 11 трлн руб., однако темпы роста снизятся до 10% год к году.
  • Несмотря на влияние негативных факторов, таких как ограничения на поставку технологической продукции — полупроводников, вычислительных модулей, систем хранения данных и т. д., а также оборудования и компонентов для ее производства, инфраструктурный сегмент в 2022 году, согласно прогнозам, почти не потеряет в динамике относительно прошлого года. Ожидается, что рост сегмента составит 30%, а его объем увеличится до 298,7 млрд руб.
  • Объем сегмента цифрового контента по итогам 2022 снизится практически до допандемийных значений. Ожидается, что он сократится на 25% — до 115,6 млрд руб.

Источник: Пресс-служба РАЭК