15 декабря 2022 г.
Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи: высокий уровень благополучия, спокойная жизнь и возможность приносить пользу своему народу.
- 83% молодежи идентифицируют себя как «граждане РФ»;
- 76% хорошо знают историю своей страны; 73% — историю своей семьи;
- 91% молодых россиян считают, что поддерживать теплые отношения со всеми членами семьи важно или скорее важно;
- 65% внимательно относятся к своему здоровью.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о ценностях и приоритетах в молодежной среде.
Идентичность молодежи
Молодежь — особая социальная группа, которую отличает высокий уровень социальной мобильности, формирование жизненных ценностей и приоритетов, активный поиск своего места в жизни. Особенностью последних лет и месяцев явилось специфическое сочетание глобализации и изоляционизма. В таких условиях представляет особый исследовательский интерес то, как это отразилось или не отразилось на молодежи. Подавляющее большинство молодых россиян
История страны и история семьи
Три из четырёх молодых людей в России хорошо знают историю своей страны (76%) и историю своей семьи (73%). Признались, что плохо осведомлены об истории России 20% или каждый пятый, а об истории своей семьи — 24%, каждый четвертый. Показатели остаются высокими во всех возрастных группах молодежи, наиболее высокий уровень знаний о стране приходится на группу
Законы и правила
Формальные законы и правила имеют для молодежи большее значение, чем неформальные. Большинство 14-35-летних граждан признают необходимость соблюдать требования Уголовного Кодекса и Конституции РФ, даже если они кажутся не совсем справедливыми или устаревшими, — 78% и 74% соответственно. Еще 18% и 19% полагают, что соблюдать нормы Уголовного Кодекса и Конституции необходимо в зависимости от ситуации, не считают для себя обязательным выполнять правила, закреплённые в этих документах только
- Обязательность соблюдения религиозных норм выше среди 14-17-летних (26%), хотя они реже других идентифицируют себя по конфессии в первую очередь (8%). Каждый второй среди 18-24-летних (53%) не считает для себя необходимым соблюдать религиозные правила.
- Чем меньше размер населенного пункта, тем чаще молодежь говорит об обязательности выполнения религиозных норм (среди молодежи городов с численностью менее 100 тыс. чел, ПГТ и сел показатель составил 26%, что в 2,4 раза выше в сравнении с молодежью из городов-миллионников — 11%).
- Безусловным фактором обязательного соблюдения конфессиональных норм является религиозность молодых людей, среди тех, кто считает себя верующим, 38% заявляют о необходимость выполнять такие предписания в любом случае, среди неверующей молодежи показатель ниже в 6 раз — 6%, тогда как 72% в этой группе не считают их для себя обязательными.
Ценностные ориентации и жизненные ориентиры
В структуре ценностных ориентаций российской молодежи первое место занимают ценности семейные: по 97% назвали важными здоровье членов семьи и безопасность семьи, 96% — отношения в семье; 95% — материальное положение семьи. Далее следует группа ценностей, характеризующих условия по месту проживания: инфраструктура в месте проживания (94%) и возможности для достижения поставленных целей (94%), экологическая ситуация (90%). Экономическая ситуация в стране важна для 89%, полноценный досуг — 83%. В меньшей степени значимыми для молодых россиян оказались ценности личностного развития: перспективы продвижения по карьерной лестнице звучат в ответах 81%, социальный статус — 72%, творческая самореализация — 71%. Нижние строки списка ценностных ориентиров заняли ценности социальные — участие в общественной и политической жизни (52%) и участие в волонтерской и добровольческой деятельности, помощь другим людям (49%).
Важность ценности здоровья подтверждают и следующие данные: 65% молодежи внимательно относятся к своему здоровью, треть признались в обратном (33%). Максимум следящих за здоровьем отмечен в младшей молодежной группе
Топ-3 жизненных ориентиров российской молодежи на сегодняшний день — это высокий уровень благополучия (58%); жить спокойно, работая и заботясь о семье (54%) и возможность приносить пользу своему народу, обществу, активно участвуя в общественной и политической жизни (26%). Изменить мир, внедрить что-то новое хотели бы 17% молодых граждан, а беззаботная жизнь, без мыслей о будущем привлекает 9%, наименее интересным для молодежи оказалось завоевание известности и популярности (6%).
- Высокий уровень благополучия наиболее актуален для 18-24-летних (64%), в этой же группе каждый третий отметил желание приносить пользу обществу и своему народу (34%).
- Жить спокойно, работая и заботясь о своей семье, наиболее важно для старшей молодежи
30-35 лет — 65%. - В младшей молодежной группе 14-17-летних 20% хотели бы добиться популярности, известности, то есть каждый пятый.
Источник: Пресс-служба компании ВЦИОМ