19 декабря 2022 г.
Искусственный интеллект, машинное обучение, нейронные сети; еще недавно эта терминология использовалась в основном ИТ-специалистами, учеными, журналистами и писателями-фантастами. Но такое положение вещей доживает последние дни.
Сегодня эти технологии становятся рабочим инструментом бизнеса. Благодаря машинному обучению крупные ритейлеры могут предсказывать спрос на товары, уменьшая уровень просрочки и затоваривания складов. Тяжелая промышленность и нефтегазовая отрасль с помощью искусственного интеллекта предсказывают выход оборудования из строя. Это позволяет заранее заказывать запасные части и планировать ремонт, что сокращает время простоя. В высокотехнологичном бизнесе, таком как банки, электронная коммерция и медиа, искусственный интеллект применяется уже повсеместно. Банки используют скоринговые модели, определяя по сотням различным характеристик, вернет ли новый клиент кредит. Онлайн-магазины понимают какой товар необходимо порекомендовать конкретному покупателю, чтобы увеличить средний чек. Стриминговые платформы предсказывают отток клиентов, что позволяет применять промоакции и другие способы удержания пользователя.
По оценкам компании Zion Market Research, мировой рынок Artificial Intelligence к началу 2022 года оценивался почти в $60 млрд, а к 2028 году достигнет фантастической суммы в $422,37 млрд.
Почему искусственный интеллект (ИИ) и его самая актуальная реализация — машинное обучение (ML) сейчас востребованы и в России?
В 2022 году российский бизнес столкнулся с беспрецедентными вызовами. Нестабильная экономическая и политическая ситуация во всем мире повлияла на российские рынки. Вследствие внешних и внутренних причин изменились условия ведения бизнеса в России.
Каковы эти причины
- Уход зарубежных заказчиков и поставщиков из экономического пространства РФ, а также ограничения при проведении международных транзакций, разрушили многие коммерческие связи, цепочки поставок товаров, компонентов, комплектующих и поставили российские компании в сложное положение.
- Сохранилась и даже обострилась конкуренция на внутреннем рынке при одновременном снижении спроса в некоторых сегментах экономики.
- Выросла волатильность рынка труда и дефицит специалистов по ряду направлений.
- С введением санкций со стороны США и стран ЕС российским компаниям стало значительно сложнее привлекать инвестиции.
В такой экстраординарной ситуации стейкхолдеры компаний поставили перед топ-менеджментом новые цели. В зависимости от ситуации — это либо быстрое масштабирование бизнеса и завоевание рыночных ниш, освободившихся после ухода зарубежных компаний, либо антикризисный менеджмент и сохранение бизнеса. Однако, для достижения поставленных целей требуется решить целый ряд задач по оптимизации бизнес-процессов:
- В первую очередь, это максимальная цифровизация бизнеса, в том числе оцифровка данных, бизнес-процессов, аналитики.
- Автоматизация и внедрение цифровых систем управления предприятием.
- Быстрое и гибкое масштабирование бизнеса в зависимости от динамики спроса.
- Повышение производительности труда.
- Увеличение эффективности бизнеса и скорости возврата инвестиций.
- Снижения издержек и стоимости предлагаемых товаров и услуг.
Как с этими задачами связан искусственный интеллект и машинное обучение?
Ответ на этот вопрос достаточно прост. Без предиктивной аналитики, оптимизации бизнес-процессов, быстрого тестирования и вывода на рынок новых продуктов и сервисов, построения рекомендательных систем и автоматизации производства, внедрения промышленного IoT — всего того, что можно реализовать с помощью машинного обучения, решение этих задач будет длительным и дорогим, а иногда просто невозможным. При этом большинство российских компаний только начинают использовать ИИ как бизнес-инструмент. В этой ситуации конкурентные преимущества получат те компании, которые раньше остальных интегрируют ML в свои рабочие-процессы.
В каких отраслях и как ML-решения активно используются уже сейчас
E-commerce и ритейл c их высочайшем уровнем конкуренции традиционно считаются лидерами цифровизации бизнеса. Не стало исключением и машинное обучение. Одним из ключевых направлений использования ML в e-commerce и ритейле является формирование моделей по оптимизации ценообразования. Такие системы позволяют определить товары с высоким и низким уровнем ценовой видимости, проанализировать конкурентную среду, задать ценовые правила внутри сети магазинов. От степени эффективности ценовой политики часто зависит доля торговой сети в различных сегментах рынка, а значит и маржинальность бизнеса. Ярким примером эффективности использования ML в ценообразовании стал кейс одного из лидеров продуктового ритейла в России. Первоначально компания, для сохранения статуса лидирующего дискаунтера, занималась ручным мониторингом цен конкурентов. Но при масштабировании бизнеса и возросшем количестве торговых точек, компания автоматизировала систему мониторинга цен конкурентов и обновления цен на конкурентные позиции на полках своих магазинов. В результате конкуренты, работающие в ареале этой торговой сети, теряли до 50% выручки в ряде категорий товаров за счет оттока клиентов в магазины с более привлекательными ценами.
Важнейший параметр любого b2c-бизнеса — предсказание оттока клиентов — тоже прогнозируется с помощью
Помимо электронной коммерции и ритейла, еще одной крупной отраслью российской экономики, активно использующей машинное обучение, стал финансовый рынок. Банки и страховые компании настолько слились с финтехом, что уже сами превратились в ИТ-компании. Высокая экспертиза в области информационных технологий сделала банковский сектор одним из главных потребителей машинного обучения в России.
Самое популярное
Уже сейчас крупнейший банк России обрабатывает 1,2 млн заявок в день и выдает 99% розничных кредитов в автоматическом режиме реального времени на основе скоринговой модели машинного обучения. Всего же внедрение
Однако машинное обучение используется не только в b2c сегменте. В промышленности лидером внедрения
Все вышеописанные сценарии (и множество других) уже реализованы как в России, так и в других странах. Однако, до сих пор многие руководители компаний считают, что внедрение решений, базирующихся на искусственном интеллекте, является сложным и дорогостоящим процессом.
Как же в реальности происходит происходит внедрение ML-решений?
Сейчас процесс интеграции
- Первый этап — анализ производственных и бизнес-процессов, формирование списка потенциальных областей оптимизации, оценка и выбор максимально эффективных для бизнеса
ML-решений, формирование дорожной карты и составление бэклога выполнения работ. - Следующий этап — подготовка данных. В него входит оценка доступности данных, сбор и нормализация данных (подготовка для использования в дата-сете), создание логического представления структуры данных.
- Затем наступает ответственный этап создания
ML-модели. Это выбор алгоритма, планирование, тестирование, обучение модели, оценка предварительных результатов, включая оценку экономических эффектов и стоимости внедрения. - После того как модель обучена, начинается процесс внедрения
ML-модели в бизнес-процессы, в ходе которого собираются дополнительные требования к ее работе. Происходит тестовое внедрение и начинается опытно-промышленная эксплуатация. - Работа уже запущенной модели также требует контроля и технической поддержки. В случае ухудшения эффективности происходит доработка алгоритмов, выявляются новые возможности оптимизации модели в ходе ее использования, техническая поддержка решения.
Какие барьеры могут возникнуть у компании при внедрении традиционных систем машинного обучения?
Ресурсы
Дороговизна вычислительных ресурсов для полноценного внедрения
Компетенции
- Дефицит компетенций. Во всем мире, включая Россию, наблюдается нехватка специалистов области data science. Это связано с высоким порогом входа в профессию и небольшим количеством специализированных учебных заведений и программ в области DS.
- Следствием дефицита дата-сайентистов, а также международного характера профессии стала дороговизна специалистов в области data science. Российские компании вынуждены конкурировать на рынке труда с глобальными корпорациями.
- Даже наличие достаточных финансовых ресурсов и вычислительных мощностей, не снимает проблему больших временных затрат на поиск квалифицированных специалистов и формирование DS-команд.
Данные
- Низкий уровень цифровизации бизнеса влияет на качество и количество данных необходимых для обучения модели нейросети.
- Разрозненность имеющихся данных (разные форматы, источники, разные владельцы данных) требует дополнительных усилий, ресурсов и времени для создания дата-сетов.
Процесс и ценность
- Долгий и бюрократический процесс согласования внедрения ML в бизнес и выстраивания коммуникации между внутренними заказчиками и командой разработчиков и внедренцев нередко приводит к тому, что
ML-инициативы не получают продолжения после завершения пилотных проектов. - Длительный процесс разработки и внедрения
ML-моделей из-за большого бэклога рутинных задач у ИТ-отдела компании, приводит к снижению привлекательности использования машинного обучения особенно у малого и среднего бизнеса, где нет возможности быстро нанять DS-специалистов или пригласить готовую аутсорс-команду.
Отмечу, что обычно в процессе внедрения
Как бизнес может решить эти проблемы
Ресурсы
Альтернативой собственной вычислительной инфраструктуре стали облачные сервисы — IaaS (Инфраструктура как услуга). Компании не покупают, а арендуют у облачных провайдеров инфраструктуру на время, требуемое для обучения нейросетевых моделей — это наиболее затратный процесс с точки зрения вычислительных ресурсов. Более того, часть поставщиков облачных услуг уже предлагает сервисы PaaS (платформа как услуга) и SaaS (ПО как услуга) для создания и имплементации
Компетенции
Проблемы дефицита компетенций, дороговизну специалистов и волатильность HR-рынка в области data science позволяет обойти использование no-code
Данные
Низкое качество данных для обучения или их частичное отсутствие можно поначалу компенсировать за счет использования методов разведочного анализа данных и затем улучшить с помощью внедрения практик Data Governance. С помощью разведочного выявляются общие зависимости, закономерности, характер и свойства анализируемых данных. Разведочный анализ применяется для нахождения связей в разнородных данных и при их недостаточном количестве — когда отсутствует понимание о природе этих связей. Data governance — совокупность практик, которые помогают администрировать собственные данные компании. C помощью методологии Data Governance можно извлечь максимальную бизнес-ценность из данных, получаемых в ходе работы компании или организации.
Процесс
Долгий и дорогостоящий процесс разработки и внедрения моделей из-за большого бэклога рутинных задач у ИТ-отдела компании является проблемой не только для малого и среднего бизнеса. Даже крупные компании сталкиваются с тем, что их ИТ-подразделения загружены огромным объемом работы по администрированию и поддержанию в рабочем состоянии информационных систем компании. В этом случае использование универсальных no-code
Отмечу важный момент — AI помогает увеличить эффективность бизнеса исключительно за счет использования новых технологий, не прибегая к радикальным управленческим решениям по реорганизации компании, найму или увольнению персонала, без поиска дополнительных инвестиций.
Декомпозиция этапов внедрения
Источник: Константин Масляный, руководитель партнерской программы компании Digital Consulting Solutions (DCS)