9 января 2023 г.
Год был сложным, тяжелым и действительно беспрецедентным. Интересно, что основные положительные моменты для российского ИТ-бизнеса связаны не с тем, что произошло, а с тем, что НЕ случилось. В произошедшем есть определенное везение, но основная заслуга принадлежит игрокам рынка, которые совместными усилиями сохранили национальный ИТ-рельеф, угрозы которому были более чем серьезны и масштабны.
Канал НЕ схлопнулся
Для дистрибьюторов, бизнес которых во многом держался на поддержке глобальных вендоров, процессы, каскадно начавшиеся с введением санкций, могли привести к катастрофе. Кроме того, отлаженные каналы поставок оказались разрушены, новые товары недоступны, маркетинговых бюджетов нет, товарные кредиты прекращены, «price protection» отсутствует, теперь планировать акции и поставки на основе внутренней информации от вендоров и т. д. Однако никто из значимых дистрибьюторов с рынка не ушел.
Перестроив внутренние финансовые модели, компании принялись радикально менять пул вендоров, товарные линейки, логистические каналы и прочие форматы, по сути, отстраивая все схемы заново. Это стало настоящим чудом. Если раньше российские дистрибуторы каналы строили годами при активном участии заинтересованных вендоров, то сейчас пришлось работать в одиночку, причем в крайне сжатые сроки. Новые зарубежные партнеры достаточно редко проявляли интерес к российскому рынку, не горя желанием инвестировать в развитие канала и в продвижение своей продукции, а новые российские — зачастую не совсем понимали сущность дистрибуторского канала и скептически относились к его значимости.
Однако задача «пересборки» бизнеса и радикальной перестройки каналов поставки была успешно решена, причем в общих чертах — уже к лету. Это выразительно демонстрирует гибкость, устойчивость и управляемость российских дистрибьюторов. При этом они параллельно решали задачи, отличные от «бокс мувинга» — например, трансляции экспертизы — которые в новой реальности оказались крайне востребованы.
НЕ развалилась техподдержка
Прекращение работы глобальных вендоров с российским рынком ударило как по поставкам новых продуктов, так и по уже используемым решениям — остановка технической поддержки способна привести к снижению стабильности работы «install base». Поиск решений технических проблем — а подключение экспертизы вендора нужно при столкновении с серьезными и нестандартными задачами — мгновенно стал существенно сложнее, чем был до санкций. Напомним, что это касается «тяжелого телекома» от Cisco, баз данных от SAP и Oracle, серверов и мэйнфреймов от IBM и прочих серьезных продуктов, на которых построена основа национального ИТ-рельефа.
Но игроки рынка быстро нашли решение: крупные интеграторы быстро «перекупили» оставшиеся без работы команды и отдельных специалистов в этих областях, и на основании нового актива стали предлагать сервисы для пользователей «железа» и софта, лишившихся технической поддержки вендоров. Часть «технарей» были перекуплены «естественными монополиями» и другими крупными корпорациями, то есть для рынка оказались недоступны, но это оказалось некритично для общей картины.
НЕ произошло крупных инцидентов в области кибербезопасности
Можно возразить, что далеко не обо всех инцидентах информацию открывают, но в данном случае речь идет о масштабных хакерских атаках, последствия которых скрыть было бы практически невозможно. Согласитесь, сети операторов сотовой связи не «падали», крупные производства не останавливались из-за успешных атак, не случилось сбоев от хакинга в системах организации движения ни в мегаполисах, ни на железных дорогах, перебоев в энергоснабжении из-за действий кибепреступников не было, важные сервисы не удалось «заDDoSить» и т. д. А ведь такое вполне могло было быть, когда оказались отключены системы поддержки глобальных инструментов для ИБ!
Сегмент инфобезопасности настолько динамичен, что рельеф угроз меняется ежечасно, и без обновления баз системы защиты уже через несколько часов — ну, хорошо, через несколько дней! — теряют способность противостоять новейшим способам атак. А новые способы хакеры традиционно отслеживают и через считанные часы после публикации уже начинают применять к инфраструктурам корпораций, перебирая компании одна за одной в автоматическом режиме! Риск для российских структур был серьезнейший! Заметим, что он был не единственный, например, волна хактивизма, поднявшаяся весной, была очень масштабной. Ситуация была действительно беспрецедентной, но совместными усилиями всех игроков рынка инфобезопасности крупных киберинцидентов в РФ удалось избежать.
НЕ случилось «облачной» контрреволюции
Российские корпоративные заказчики, столкнувшись с серьезными проблемами при использовании современных форматов — связанных с аутсорсом и подписной моделью потребления ИТ — могли начать массовый переход на традиционные концепции, предусматривающие инсорс-размещение ресурсов для полного контроля над последними. Разумеется, это создало бы проблемы как ИТ-индустрии — большому количеству поставщиков услуг аутсорса в разных форматах, в том числе, и в «облачном» — так и самим заказчикам, которые при этом лишились бы современной гибкости и удобных возможностей платежей. Однако такого не случилось, что прекрасно характеризует развитость российского облачного рынка (о чем мы недавно писали) и зрелость корпоративных заказчиков.
Санкции НЕ обрушили российский ИТ-рельеф
Это основной итог года, который сложен из всех перечисленных выше «НЕ». Быстрое введение широкомасштабных санкций вполне могло обрушить крупные фрагменты инфраструктуры, причем такое развитие событий было вполне возможно при возникновении сбоев в любом из перечисленных сегментов. Например, при образовании серьезных прорех в инфобезопасности, в случае невозможности локальных «облачных» провайдеров удовлетворить резко возросший спрос для переноса cloud-инфраструктур с западных площадок на российские и т. д.
Заметим, что с нерешенными проблемами дистрибьюторов, которые первыми столкнулись с последствиями санкций, было бы крайне проблематично развивать инфраструктуру — например, на «алиэкспрессах» не закажешь в нужных количествах сетевое оборудование, хранилища корпоративного класса и многое другое — попытки прямого взаимодействия с российскими вендорами ПО вызвали бы коллапс у поставщиков и серьезные проблемы с доступностью товара с нужным уровнем сервиса для корпоративных заказчиков. Проблемы в ИТ-рельефе привели бы к серьезным последствиям для всей национальной экономики РФ, но такого не случилось.
Вместо заключения
Российский рынок в очередной раз показал высокий уровень зрелости, гибкости и адаптивности. Только благодаря этому — причем у всех игроков рынка! — российский ИТ-рельеф выстоял в прошлом году и получил возможности дальнейшего развития в наступающем 2023. Возможности и тренды нового года мы рассматривали более подробно (см. тут) — они достаточно интересы и обладают любопытной спецификой.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News