11 января 2023 г.
Перемены в управлении персоналом продолжатся в 2023 году, говорит Gartner. В свете этого аналитики представили свои главные прогнозы, которые помогут руководителям кадровых служб успешно ориентироваться на сегодняшнем рынке труда, чтобы обеспечить намеченные бизнес-результаты.
«Руководители кадровых служб сталкиваются со всё более непонятной ситуацией, когда организации требуют возвращения персонала в офис на фоне сохраняющейся высокой текучести кадров и выгорания сотрудников, — пишет в пресс-релизе Эмили Роуз Макрей (Emily Rose McRae), старший директор HR-практики Gartner. — Прогнозы на текущий год акцентируют те аспекты, которые должны стоять на первом месте в ближайшие 12 месяцев».
Gartner дает следующие прогнозы для руководителей кадровых служб.
«Внутренний» найм как путь обретения востребованных навыков
Несмотря на опасения предстоящей рецессии и новости об увольнениях, данные анализа Gartner показывают: большинство HR-руководителей ожидают, что конкурентность на рынке труда возрастет.
Дальновидные руководители кадровых служб прибегнут к «тихому» найму, чтобы обрести требуемые новые навыки и возможности, не набирая новых сотрудников в штат. Это может быть переброска существующих сотрудников на самые востребованные направления с соответствующей переподготовкой и с поручением заданий за рамками текущих обязанностей. Важно подчеркивать это как дополнительные возможности карьерного роста, а также решения важных задач, стоящих перед организацией.
Больше гибкости для сотрудников «переднего края»
Многие организации стремились достигнуть справедливости через искусственное уравнивание: требуя работы в офисе от тех, кто мог бы работать удаленно. Более 60% организаций ввели такого рода требования для своих сотрудников.
В 2023 году самые дальновидные организации перестанут ограничивать свободу выбора ради абстрактной «справедливости» и введут официальные стратегии большей гибкости для сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, а именно предоставят им больше возможностей выбора режима работы, больший оплачиваемый отпуск и больше стабильности в рабочем графике.
Менеджеры зажаты между ожиданиями «сверху» и «снизу»
«Многим менеджерам трудно найти баланс между реализацией корпоративной стратегии, диктуемой руководством, и созданием ощущения цели, а также гибкости и карьерных возможностей для сотрудников», — пишет Питер Эйкенс (Peter Aykens), руководитель отдела исследований HR-практики Gartner.
В 2023 году лучшие из организаций осознают возрастающую нагрузку на менеджеров, предоставив им поддержку и обучение, чтобы компенсировать недостаток навыков управленческой работы, уточнив для них приоритеты и при необходимости скорректировав их круг обязанностей.
Расширение критериев подбора кадров
Реалии рынка заставляют организации расширять и разнообразить набор персонала, поскольку сотрудники всё чаще избирают нелинейные пути карьерного роста. Кроме того, становится всё труднее набрать нужный персонал, опираясь на привычные схемы поиска и традиционный пул кандидатов.
Чтобы иметь необходимый кадровый ресурс в 2023 году, организациям следует скорректировать свой подход к подбору кадров, оценивая кандидатов по их способности выполнять возложенные обязанности, а не по регалиям и прошлому опыту. К этому можно подойти по-разному: например, смягчив формальные требования к образованию и опыту в объявлениях о вакансиях и открыв дорогу кандидатам из смежных областей внутри и извне организации.
Новая парадигма отдыха
Последствия глобальной пандемии: безработица, дефицит в цепочках поставок, отрыв от семьи и друзей, а также политические разногласия, — создали большую напряженность в обществе. На самом деле, в 2022 году стресс и беспокойство были даже выше пиков 2020 года: почти 60% сотрудников ежедневно испытывали стресс на работе.
В новом году самые дальновидные из организаций пересмотрят свой подход к отдыху сотрудников, предложив его не как способ восстановить силы, а как непрерывный проактивный процесс, чтобы помочь им сохранять эмоциональную устойчивость и продуктивность. Опрос почти 3500 сотрудников, проведенный аналитиками Gartner в июле 2022 года, показал: когда организации предлагают такой проактивный отдых, продуктивность персонала повышается на 26%.
Смягчение сопротивления реализации принципов DEI
Организации стремятся развивать кадровое многообразие, равенство возможностей и инклюзивность (DEI), и всё же многие сотрудники говорят, что такие меры наталкиваются на сопротивление, и это может снижать вовлеченность и доверие персонала.
Чтобы справиться с этой непростой ситуацией, кадровый отдел должен снабдить менеджеров инструментарием и стратегиями взаимодействия с сотрудниками, от которых исходит противодействие, чтобы погасить его на ранней стадии, прежде чем оно перерастет в более тяжелые формы. Это необходимо для последовательного развития кадрового многообразия, равенства возможностей и инклюзивности и достижения большей зрелости и стратегических результатов.
Риски персонализации поддержки сотрудников
Организации всё шире используют новые технологии: искусственный интеллект, носимые устройства и т. д., — для сбора данных о состоянии здоровья сотрудников, их семейной ситуации, материально-бытовых условиях и психическом состоянии, чтобы эффективнее реагировать на их нужды. Однако использование этих технологий потенциально может угрожать потерей конфиденциальности.
В 2023 году самые передовые организации выработают «билль о правах» в отношении данных сотрудников, ставящий на первое место прозрачность методов сбора, хранения и использования этих данных и позволяющий сотрудникам отказаться от методов, вызывающих у них возражения.
Прозрачность использования ИИ при рекрутинге
Всё больше организаций используют ИИ при подборе кадров, что неизбежно поднимает этические вопросы. С 1 января в Нью-Йорке вступил в силу новый закон, ограничивающий использование инструментов с ИИ при наборе персонала и вводящий ежегодный аудит для проверки отсутствия дискриминации, а также требование публичного раскрытия статистики найма.
Организациям, использующим ИИ и машинное обучение в процессе найма, а также вендорам, чей инструментарий они используют для этого, нужно быть впереди вводимых новых правил, обеспечивая прозрачность использования ИИ и предоставив сотрудникам и кандидатам возможность отказаться от таких процессов.
Развитие навыков взаимодействия у поколения Z
Растущий переход к удаленной и гибридной модели работы ведет к тому, что у недавно нанятых сотрудников мало возможностей личного общения, чтобы соблюдать нормы и понимать, что уместно и «работает» в их организации.
Вовсе не обязательно заставлять сотрудников вернуться в офис для налаживания персональных контактов — достаточно стимулировать такое общение, в том числе трансграничное и между поколениями.
Исследование Gartner указывает три предпосылки, подталкивающих сотрудников к такому взаимодействию: личный выбор и самостоятельность, структурированные роли и цель, и желание немного расслабиться.
Источник: Пресс-служба компании Gartner