17 января 2023 г.
Глобальные продажи телевизоров и компьютеров оказались близки в натуральном выражении: 264 и 285 млн шт., соответственно, по итогам прошлого года. Это обстоятельство заставляет рынок обратить пристальное внимание на сегмент телевизоров, которые продолжают сохранять актуальность как формат досуга и развлечений, выступая одним из основных источников потребления контента.
Глобальная ситуация
Продажи телевизоров в прошлом году сократились на 4% при прогнозе падения в 3,8%, а в наступившем году продолжат снижение и сократятся еще на 2,8%, уверены аналитики TrendForce. Выраженная отрицательная динамика, конечно, не радует. Но ситуация в сегменте ТВ выглядит достаточно бодро по сравнению с глобальным обвалом продаж ПК, который составил 16% в натуральном выражении год-к-году, по данным Canalys.
К причинам негативного развития событий в сегменте аналитики компании относят состояние мировой экономики, которое, в частности, характеризуют высокая инфляция, стагнация на ряде ключевых рынков — североамериканском, китайском и западноевропейском. Это усугубляет ряд факторов, определяемых развитием глобального противостояния, которое разворачивается с прошлой весны. Происходящее отражается на потребительском спросе в целом и на ситуации с телевизорами, в частности.
По локальному рынку РФ пока нет данных за прошлый год. Однако телевизоры традиционно любимы в РФ — например, покупка ТВ вошла в список самых лучших трат россиян, по данным свежего опроса портала SuperJob, посвященного итогам 2022.
Праздники показали, какой класс гаджетов главный
Принято считать, что формат потребления видеоконтента все больше смещается в сторону мобильных устройств, но телевизоры остаются крайне популярными. Показательно, что 73% россиян в предновогодний день планировали смотреть праздничные программы и фильмы на ТВ. Использовать для просмотра новогодних каналов ноутбук или монитор планировали только 10% опрошенных, а мобильный гаджет — смартфон или планшет — всего лишь 5%, по данным опроса группы «М.Видео-Эльдорадо». Каждый четвёртый (!) в ходе опроса назвал телевизор главным девайсом этого дня.
Профиль праздничных предпочтений россиян показывает, что телевизоры никак нельзя списывать со счетов! Причем это актуально как при планировании создания развлекательного контента, так и в предложении новых моделей и оценке перспектив соответствующего сегмента рынка. Конечно, у каждой российской семьи телевизор уже есть, причем в ряде случаев не один. При этом ТВ — классический «товар длительного использования», который не покупают «на сезон», но все же приобретают. Какие ситуации становятся мотиваторами для покупки нового ТВ?
Мотивации для замены ТВ
Выход из строя старого телевизора — мотивация выразительная, но редкая: ТВ достаточно надежны. Но и они ломаются, кроме того, это достаточно хрупкие девайсы, которые могут опрокинуть и разбить дети или домашние животные, уронить при переезде и т. д.
Переход на UltraHD — технологический тренд, замена телевизоров с разрешением FullHD идет своим чередом. На UltraHD-телевизоры пришлось порядка 45% от совокупных продаж в натуральном выражении, против 42% годом ранее, по итогам января-сентября.
Прирост качества изображения при переходе на 4К будет хорошо заметен на ТВ с большими экранами, и мы видим быстрый рост популярности соответствующих товаров: спрос на модели с диагональю экрана от 55 дюймов и выше вырос за год более чем на 10%, а телевизоры с экраном от 70 дюймов прибавили более чем треть, по данным «М.Видео-Эльдорадо». Это наиболее «жирный» сегмент, в котором за внимание самых платежеспособных покупателей будут биться производители телевизоров и проекционных решений.
Особенности рынка РФ
Приятно, что особой чехарды с брендами из-за введения санкций на российском рынке телевизоров не наблюдаем. С корейскими брендами ситуация не совсем понятная, что несколько активизировало захват локального рынка китайскими вендорами (напомним, им сейчас принадлежат бренды, которые многие по инерции считают европейскими или японскими: Philips, Grundig, Toshiba и т. д.) и рядом российских (которые активизировались с прошлой весны).
В России будут актуальны В2В-продажи телевизоров в сегменты, где присутствует оживление экономической активности. В качестве примера приведем ритейл и HoReCa. Например, в прошедшие новогодние праздники 5% россиян выбрали туризм по России, 6% отправились на отдых за рубеж, причем 3% опрошенных даже успели сменить несколько локаций за праздничные дни, по данным Rabmler. Это обстоятельство, скорее всего, даст импульс для разворачивания по всей стране новых гостиниц, хостелов, гостевых домов и прочих объектов для размещения туристов, и в каждой из таких локаций потребуются телевизоры! Большинство таких пользователей некрупные, поэтому вряд ли для них будут актуальны модели «коммерческих ТВ», вполне достаточно обычных «пользовательских» ТВ.
Что дальше?
Мотивацией для покупки нового телевизора являются инновации в сегменте — рост диагоналей экрана моделей, доступных по цене, наличие HDR, увеличение разрешения панелей, яркости изображения и т. д. Однако не все инновации оказываются значимы настолько, что способны отразиться на локальном рынке РФ.
Например, уже три четверти приобретенный телевизоров обладают поддержкой функций Smart TV, год назад их доля была около 70%. Но, согласитесь, сложно представить, чтобы российские покупатели кинулись массово приобретать новинки из-за наличия в них smart-функций! Кстати, последние можно добавить к большинству уже имеющихся у россиян телевизоров покупкой недорогой и простой в использовании ТВ-приставки, которые активно продвигают как вендоры, так и операторы платных телеканалов.
Средняя диагональ экранов на ЖК-телевизорах в 2023 году обещает вырасти на 1,5 дюйма, достигнув почти 50’’, по данным TrendForce. Такое изменение предпочтений покупателей открывает широчайшие перспективы для проекционного оборудования, которыми всего лишь надо воспользоваться! Нужно лишь развернуть маркетинг в сторону этой наиболее интересной категории клиентов. Но о возможном развитии ситуации в области проекционного оборудования мы поговорим отдельно.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News