27 января 2023 г.
Оценка перспектив всегда была достаточно сложным процессом, а сейчас, в условиях беспрецедентной политико-экономической ситуации, нарастающей глобальной неопределенности и санкционного давления, все стало кратно сложнее. Прогнозы экспертов и данные опросов зачастую противоречат друг другу. Мы постарались получить сколько-нибудь цельную картину, выполнив синтез некоторых оценок текущей ситуации и перспектив на 2023, полученных из различных источников.
Общий настрой достаточно пессимистичен...
Большинство российских компаний в современных условиях ставят перед собой простую цель — выживание. Причем далеко не все уверены, что их возможностей хватит даже для достижения этой «программы-минимум». Существенного роста производства ожидает всего 12%, по данным исследования «НЭП 2.0». При этом значительный процент российских предпринимателей — более 40% — не планируют в ближайшие год-два выпускать новую продукцию, а большинство из рассматривающих возможность расширения производства отметили намерение адаптировать уже выпускаемые товары к новым условиям.
Казалось бы, все логично. В условиях грядущего сокращения ВВП и неизбежного перераспределения в сторону силовых структур сложно ожидать роста покупательной способности у населения и у предприятий гражданских индустрий. Расширение производства без ожидаемого роста спроса выглядит странно. Но если спрос и будет расти — например, в результате ухода с рынка конкурентов и освобождения рыночных ниш — расширять производство проблематично из-за достаточно жесткой кредитной политики со стороны банков. Да и современное оборудование, нужное для расширения производственных мощностей, в условиях санкций покупать непросто.
...а в ИТ-сегменте — демонстративный оптимизм
Ситуация в ИТ довольно резко отличается от описанной выше. Более того, настроения игроков сегмента в течение прошлого года плавно улучшались! Доля оптимистично настроенных респондентов, которые ожидали роста выручки, была всего 18,89% весной, но к концу года она достигла 47,22%, по данным опросов, проведенных IT Channel News среди российских ИТ-компаний.
Игроки рынка отмечали, что ситуация тонизировала национальный сегмент ИТ! «Драйверами роста стали санкции и непростые условия для российского бизнеса», — говорит Александр Иванников, директор по развитию бизнеса mClouds.
На первый взгляд, такой контраст в настроениях с индустриальным сегментом страны выглядит странно. Заметим, что у ИТ-рынка примерно те же проблемы, что и у любого другого сегмента экономики — исчезновение из привычного доступа ряда продуктов и сервисов, нарушение логистических цепочек (причем как для товаров, так и для трансляции экспертизы), сокращение платежного спроса, кадровый дефицит и т. д. Однако в ситуации с ИТ есть несколько важных моментов, которые обусловлены объективными особенностями сегмента, которые делают оправданным повышенный позитив у ИТ-компаний.
«Чтобы остаться на месте, нужно бежать со всех ног...»
Прежде всего отметим разницу в предмете приведенных выше исследований: индустриальные компании говорили о происходящем в сегменте производства продукции, ИТ-компании — о росте выручки. Подчеркнем, что в случае ИТ речь идет не только о производстве как таковом, а о предоставлении услуг — от интеграции до SaaS, от консалтинга до «облаков», от администрирования до «инфобез-как-услуга». Национальный ИТ-сектор достаточно давно живет в парадигме «экономики услуг», что делает бизнес в области digital существенно более гибким и динамичным, а это повышает шансы на развитие даже в сложных условиях.
Производство в традиционном смысле в российском ИТ тоже есть — собирают компьютеры, серверные решения и маршрутизаторы, производят кабели, стойки и т. д. При этом в большинстве случаев это производство в понимании XXI века, то есть технологические операции сборки — от пайки плат и отливки корпусов до завинчивания крепежных винтов и упаковки — лишь малая составная часть в жизненном цикле товара. А полный цикл включает в себя множество этапов, как предшествующих производству (например, рыночные исследования, проектирование, испытание предсерийных образцов, сертифицирование и т. д.) до постпродажных (обновление прошивок, техподдержка, утилизация и пр.). Как видно, в этой «производственной цепочке» значительна доля сервисов как в плане затрат, так и в плане привлечения добавочной стоимости.
Также отметим, что динамика развития в ИТ-сегменте качественно иная, чем в традиционном производстве. Например, ни одна ИТ-компания не может существовать на рынке 2 года, предлагая пользователем одни и те же товары, как планируют 40% опрошенных из традиционных индустрий в РФ. Это обстоятельство обеспечивает динамику сегменту, радикально отличающую его от других областей национальной экономики, но требует существенных инвестиций. Вложения нужны прежде всего в совершенствование предлагаемых рынку товаров — как изделий, так и сервисов. Заметим, что инвестиции также требуются в развитие экспертизы, в рост компетенций персонала и т. д.
Господдержка — важный фактор
ИТ-сектор в РФ крайне активно поддерживает государство. ИТ-компаниям доступен ряд льгот разных форматов: гранты, льготные кредиты, ипотека на специальных условиях и отсрочка от призыва для работников и пр. Некоторые методы государственного протекционизма косвенные — например, софинансирование при внедрении предприятиями российских ИТ-продуктов — но также действенные. В спектре мер поддержки ряд форматов новые, но многие — как прямые, так и косвенные — действуют уже несколько лет в рамках ряда госпрограмм, политики импортозамещения и т. д.
Государство выступает основным заказчиком и инвестором для ИТ. «В 2022 году государство увеличило воздействие на ИТ-отрасль, став главным инвестором в разработку отечественного ПО и одним из основных покупателей, — говорит Дина Ашрапова, директор по взаимодействию с органами государственной власти Группы Т1. — Тренд сохранится и в будущем: госструктуры и корпорации будут наращивать влияние, выступая в качестве заказчиков».
Акцент на ресурсы государства, с одной стороны, в настоящих условиях радует, с другой может привести к очевидным перекосам в развитии национального ИТ. Однако игроки рынка настроены позитивно.
«В новом году тенденция продолжит набирать обороты, будет довольно сильный перекос в сторону госзаказов и проектов с госучастием, — отмечает Сергей Котик, директор по развитию компании GoodsForecast. — Мы ожидаем, что на горизонте
На поддержку национальной ИТ-отрасли работают инициативы государства как в организационном плане (например, создание Индустриальных центров импортозамещения, ТКР и других структур), так в разворачивании проектов национального масштаба (ГосТех, ГосДатаХаб, ГосКлюч и т. д.). Заметим, что еще есть некоторые резервы для господдержки ИТ-сектора, причем не финансовые. «Снижение — или хотя бы не увеличение(!) административных барьеров позволит цифровому бизнесу дальше развиваться», — сказал Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифровая экономика», выступая на брифинге «Цифровая трансформация российской экономики в новых условиях».
Почему же государство так активно поддерживает именно ИТ-сектор? В конце прошлого года запущен уже третий пакет мер господдержки! Причина проста: сегодня без ИТ в принципе невозможно функционирование национальной экономики, не говоря уже о требуемом опережающем развитии. Конечно, повседневное функционирование страны также невозможно, например, без энергетики. Но последняя, во-первых, не требует такой высочайшей динамики, как ИТ, во-вторых, развитие энергетики по большей части зависит именно от совершенствования digital-составляющей данной индустрии.
Вместо заключения, или Немного оптимизма
Казалось бы, все очевидно: исследования показывают, что в сложных условиях ИТ-отрасль развивается быстрее и успешней, чем традиционные индустрии, что замедление динамики в отраслях может привести к кризисным явлениям. Компании, следующие стратегии выживания, не вкладываются в персонал, не занимаются разработкой новой продукции, не осваивают новые рынки, как сообщает РБК, в результате чего многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным. В теории так оно и есть.
Однако реальность оказывается несколько иной. Большинство российских компаний — 58%, по данным опроса «Работа.ру» — инвестируют в обучение сотрудников! Интересно, что максимальная доля компаний, вкладывающих деньги в обучение сотрудников, в отрасли недвижимости и строительства (там таких 75%). На втором месте — компании из сферы медицины и фармацевтики (64%). Сфера ИТ в тройку лидеров вошла (62%), но ее может скоро вытеснить сфера услуг (61%). Как видно, на практике российские компании из всех областей экономики не собираются стагнировать, а активно инвестируют в активы, одним из которых является персонал, что выразительно указывает на намерение национального бизнеса активно развиваться/конкурировать/совершенствоваться несмотря на все сложности как в кратко-, так и в и среднесрочной перспективе.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News