30 января 2023 г.
Во второй половине января старший вице-президент «Ростелекома» по информационным технологиям Кирилл Меньшов в рамках старшего уже регулярным открытого мероприятия поделился с представителями бизнеса и журналистами своим взглядом на то, как живёт и развивается отечественная ИТ-отрасль в условиях введённых против страны беспрецедентных рестрикций.
Чуть помедленнее
Последние годы на ИТ-рынке, по наблюдениям экспертов «Ростелекома», характеризовались непрерывно ускорявшимися темпами инноваций. Новые технологии разрабатывались, доводились до стадии коммерческой применимости и запускались в оборот быстрее, чем успевали дозреть до своего логического завершения предыдущие, — достаточно взглянуть на параллельную эволюцию инфраструктур 4G/LTE и 5G, продолжающуюся во многих регионах мира до сих пор.
Такое наслоение платформ создавало избыточность, требовавшую от бизнеса дополнительных затрат на поддержание пересекающихся по функциональности ИТ-решений. Однако в целом выгоды от освоения новых платформ (параллельно с сопровождением прежних, продолжающих использоваться заметной долей клиентов), перевешивали эти издержки — в условиях неуклонного роста мировой ИТ-отрасли.
В
Ещё одна важная перемена, произошедшая в прошлом году: из-за резкого роста учётной ставки в лидирующих на ИТ-направлении странах столь же стремительно остыл интерес венчурных капиталистов к инвестициям в высокотехнологичную отрасль, и прежде всего в стартапы, генерирующие наиболее прорывные, кардинально новаторские идеи — но и отнюдь не гарантирующие, что идеи эти непременно «выстрелят». Развитие отрасли двинулось в результате по более эволюционному пути — к счастью, по замечанию Кирилла Меньшова, без сколь-либо существенного замедления.
А что у вас?
Сегментация мировой ИТ-отрасли — вовсе не катастрофа, но она требует от российских, в частности, специалистов (не только создающих, но и продающих ИТ) приложения значительно бóльших усилий по целому ряду новых направлений. Если прежде достаточно было следить за единственным, по сути определяющим трендом, который задавали в основном компании из США, то теперь придётся держать руку на пульсе сразу нескольких направлений развития — и пока даже не очень понятно, как это делать.
Мало, к примеру, читать статьи из китайских профильных изданий с онлайн-переводчиком, — необходимо ещё понимать, как там всё устроено на месте, с учётом локальной специфики, традиций и бизнес-практик; от разработки новых технологий до их развития и внедрения. Этому в России пока только учатся. Кроме того, невозможность быстро и без затруднений импортировать любую приглянувшуюся технологию заставляет российских разработчиков на всех уровнях (в том числе и внутри корпоративных заказчиков, внутри системных интеграторов) тщательнее прогнозировать направления своих изысканий — поскольку цена выбора неверного курса оказывается слишком велика.
Кирилл Меньшов выделил четыре ключевых вызова для трансформации ИТ-функций в российских компаниях (по крайней мере, в крупных, с которыми в основном работает «Ростелеком») в актуальных условиях
- импортозамещение и устойчивость к рестрикциям (применявшимся в отношении как раз крупных компаний ещё задолго до начала СВО, что дало им время на выработку и реализацию продуманных риск-сценариев) — по этому направлению российский рынок оказался подготовлен очень и очень неплохо, и теперь следует концентрироваться на более глубоком замещении западных решений и платформ,
- информационная безопасность (массированные атаки на российские ресурсы ведутся, но и здесь отечественный крупный бизнес смог достойно заблаговременно подготовиться) — требуется дальнейшее совершенствование средств защиты,
- финансы (необходимость выделять дополнительные средства сверх запланированных ранее на импортозамещение и ИБ довольно обременительна, плюс повышенный спрос на отечественные ИТ-решения с учётом ограниченной их доступности также ведёт к росту затрат) — расходы здесь безусловно и далее будут расти,
- персонал (и прежде разбалансированный по спросу/предложению российский рынок ИТ-труда с началом СВО испытал дополнительную нагрузку, — а ведь импортозамещение и развёртывание крупных локальных проектов требуют ещё больше сотрудников) — его нехватка до конца текущего года лишь продолжит усиливаться.
«Ростелеком» продолжает, по свидетельству Кирилла Меньшова, изучать актуальные тренды развития ИТ-отрасли за пределами России, в том числе анализируя публикации в открытой печати и новые патентные заявки с применением средств машинного обучения. Ещё один источник информации, используемый экспертами при оценке ИТ-тенденций мирового масштаба, — отчёты компании Gartner как одного из признанных лидеров аналитики (ещё так недавно глобального) высокотехнологичного рынка.
Мировая практика
На
В части ИИ особенно интересно, что казавшийся прежде очевидным первоочередной вектор развития — через потребительский рынок — не подтверждается практикой. Частное лицо в общем случае, подчеркнул Кирилл Меньшов, общаться с машиной не хочет: это видно по реакции клиентов на маркетинговые звонки, совершаемые роботами, на попытки чат-ботов подменить собой живых операторов в чатах техподдержки и т. п.
Зато на корпоративном уровне ИИ прекрасно справляется с анализом текущей ситуации и выдачей команд живому персоналу — будь то таксисты, которым умная система так назначает заказы, чтобы оптимальным образом сократить время ожидания подачи машины для каждого клиента, или монтажники того же «Ростелекома», работу которых координирует теперь, пусть и не на 100%, ИИ — с успехом подменяя целую группу менеджеров среднего звена. «Искусственный интеллект не стал работать вместо человека; напротив, — он стал управлять человеком в рамках его повседневной деятельности», — констатировал Кирилл Меньшов.
И, судя по всему, оптимизация сложной деятельности многочисленного живого персонала с применением ИИ — куда более реалистичный путь дальнейшего развития этой технологии, чем попытка создать такого робота, специализирующегося на продажах или техподдержке, который не вызывал бы отторжения у клиентов. Вот генеративные ИИ-алгоритмы — создание программными средствами изображений или даже видеороликов по текстовому описанию, например, — выглядят весьма перспективно как раз на потребительском уровне, однако пока не очень ясно, как их лучше всего коммерциализировать.
Развиваясь в нынешних непростых условиях, заказчикам следует принимать в расчёт целый ряд актуальных тенденций, среди которых выделяются сетевизация потребительского опыта (важно, чтобы данный клиент не только сам был доволен взаимодействием с компанией, — но чтобы он и в своём круге онлайн-общения не встречал негативных отзывов о ней от тех, с кем знаком лично и/или чьим мнением дорожит), автоматизация программной разработки (LowCode- и NoCode-платформы, эксплуатируемые непосредственно заказчиком для решения локальных задач даже в отсутствие сверхкомпетентных программистов; в том числе с применением ИИ), усиление ИБ (с упором на распределённый офис и защиту от целевых кибератак) и новая кадровая политика в области ИТ (где всё более важную роль играют территориально распределённые команды).
Новым курсом
Безусловно, представитель «Ростелекома» не мог не задержать внимание на особенностях развития телеком-отрасли, среди которых сегодня особенно выделяется давно известное противоречие: каждое следующее поколение сотовой связи обходится дороже предыдущего (по стоимости разработки, внедрения и эксплуатации), тогда как тарифы на связь в лучшем (для операторов) случае остаются неизменными, а чаще даже вынужденно снижаются под давлением требований рынка, — и это без учёта инфляции.
По этой причине операторы (и тенденция эта глобальная) всё охотнее склоняются к тому чтобы выстраивать единую физическую инфраструктур новых сетей сообща — и совместно же затем её эксплуатировать, предоставляя услуги доступа к ней клиентам. В этом разрезе существенно повышается роль взаимодействия провайдера буквально с каждым из своих клиентов, прогнозирования его активности и запросов, предиктивной оценки его поведения, удержания лояльности и т. п. Привлечение новых клиентов обходится значительно дороже удержания уже имеющихся, что способствует активному развитию провайдерских экосистем с набором лайфстайл-сервисов, расширению пактов информационно-развлекательных ресурсов — и в целом к более усердной работе над повышением узнаваемости бренда.
И, конечно же, всем участникам российского ИТ-рынка необходимо, как подчеркнул Кирилл Меньшов, научиться понимать, каким образом государство видит развитие цифровизации — с тем, чтобы бизнес каждого из них оказался в нужный момент готов к внедрению сверху тех или иных инноваций вроде электронных паспортов или единой биометрической системы. Каждой отдельной компании следует осознавать, что именно будет меняться на государственном уровне в приложении именно к её бизнес-процессам.
А это, в свою очередь, создаёт уже для государства вызов по части развития цифровых компетенций в бизнесе и обществе в целом, что в конечном итоге сводится к увеличению числа выпускников вузов по ИТ-специальностям и к росту уже самых начальных компетенций этих выпускников. Только таким образом удастся обеспечить работу подлинно цифровой во всех своих проявлениях экономики — пользу и выгоду от чего ощутят на себе и страна, и общество, и весь связанный с ИТ бизнес, включая канал продаж.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News