3 февраля 2023 г.

Благодаря стремительной цифровизации в последние несколько лет в России активно развиваются новые форматы обучения — онлайн-курсы и тренинги на образовательных платформах по различным специальностям. Новые формы образования создают конкуренцию вузам в вопросах переквалификации кадров, а среди молодежи становится популярным суждение о том, что они позволяют успешно получить новую специализацию — такую точку зрения имеют 74% молодых россиян. Об этом говорят результаты совместного исследования Университета креативных индустрий Universal University и Аналитического центра НАФИ.

Отношение молодежи к онлайн-образованию

74% российской молодежи уверены: освоить новую профессию или получить специализацию без окончания вуза, колледжа или техникума можно, если пройти онлайн-курсы или программы обучения у работодателя. Чаще других этого мнения придерживаются более взрослые респонденты от 25 до 35 лет (75%), девушки (76% против 71% юношей) и молодежь со средним специальным образованием (79%).

Каждый четвертый (24%) не согласен с такой позицией и отмечает, что без вузовского образования стать полноценным квалифицированным специалистом не получится. Прежде всего эта позиция характерна для подростков от 14 до 17 лет (33%) и тех, кто имеет пока не освоил никакую специальность и имеет только среднее образование (38%).

По данным предыдущих исследований НАФИ , каждый третий учащийся средних специальных учебных заведений (32%) не планирует связывать свою дальнейшую жизнь с работой по выбранной профессии. Доля студентов вузов, которые маловероятно будут работать по специальности, немного меньше и составляет 28%.

Гузелия Имаева, генеральный директор Аналитического центра НАФИ, отмечает: «Чем старше молодые люди, тем чаще они согласны с мнением, что освоить профессию можно пройдя онлайн-курсы или программы обучения у работодателя. Среди молодежи наблюдается высокий запрос на более гибкие и быстрые формы обучения новой профессии, а популярность учебы в вузах, колледжах или техникумах невелика. Данный факт необходимо учитывать при разработке программ обучения и трудоустройства. Классической системе образования нужно применять лучшие практики „новых“ форм образования».

Мария Ситковская, управляющий партнер университета креативных индустрий Universal University, директор Московской школы кино, считает: «Основываясь на нашем двадцатилетнем опыте проектирования высшего и дополнительного профессионального образования с использованием лучших международных практик, могу сказать, что значение имеет, как именно спроектирован образовательный опыт студента, и какую профессию или навык он хочет приобрести.

Я плохо себе представляю полноценный онлайн-курс режиссуры или архитектуры с нуля в силу специфики профессии, но могу представить, как обучить Concept Art или 3D Artist в онлайн полностью.

Дальше зависит от того, как именно будут учиться студенты онлайн: будет это просто zoom или полноценная LMS-платформа, на которой воссоздаются индустриальные практики. А также от того, как именно будет интегрирован студент в индустрию в процессе обучения. Мы часто шутим в Британке, что гончарный круг в онлайн не перенесешь, поэтому мы используем онлайн как инструмент в процессе профессиональной трансформации студента, где это уместно».

Методология

Всероссийский опрос молодежи проведен Аналитическим центром НАФИ в декабре 2022 г. Опрошены 1000 человек в возрасте 14-35 лет. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Источник: Пресс-служба компании НАФИ