6 февраля 2023 г.
Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат Петру Аркадьевичу Столыпину, премьер-министру Российской империи c 8 июля 1906 г. до 5 сентября 1911 г.
Состояние и ожидания российского бизнеса в 2023 году
Так назывался почти двухчасовой вебинар, который 3 февраля организовали Институт комплексных стратегических исследований, Институт экономики роста им. П. А. Столыпина и рейтинговое агентство «Эксперт РА». Спикеры оценили динамику макроэкономических процессов в стране, выделили ключевые вызовы нынешнего года и озвучили конкретные меры, которые могут улучшить состояние бизнеса и экономики в России.
Предваряя дискуссию, её модератор — директор Института экономики роста им. П. А. Столыпина Антон Свириденко — обратил внимание аудитории на то, что в январе нынешнего года Всемирный банк неожиданно улучшил прогноз по экономической ситуации в нашей стране: теперь его эксперты предполагают, что российская экономика сократится на 3,3% в 2023 г. после падения на 3,5% в 2022 г. А в октябре минувшего года они предполагали, что в 2023 г. падение ВВП России по итогам 2023 г. cоставит 3,6%. При этом уже в 2024 г. ВВП РФ, по мнению аналитиков World Bank Group, вырастет на 1,6%.
Ещё лучше выглядят январские прогнозы Международного валютного фонда (МВФ). Его эксперты прогнозируют рост ВВП РФ на 0,3% в текущем году и на 2,1% в
Однако отечественные аналитики настроены менее оптимистично. В начале февраля Банк России обновил среднесрочный макроэкономический консенсус-прогноз, основанный на опросах экономистов 28 организаций, проводившихся с 27 по 31 января 2023 г. Разброс мнений о динамике ВВП РФ в 2023 г. (относительно итогов 2022 г.) оказался достаточно велик: от −6,4% до +0,3%. Одна из причин столь широкого разброса мнений — неопределенность ситуации.
«Высокий уровень неопределенности сам по себе не так уж страшен российскому бизнесу, компании умеют и готовы работать в турбулентной среде, — полагает начальник отдела аналитических исследований ИКСИ Сергей Заверский. — Куда более негативное влияние на положение бизнеса оказывает слабая защищенность прав предпринимателей, а также низкий уровень развития инфраструктуры разных типов: от транспортной до финансовой. Компаниям приходится основные ресурсы направлять на преодоление этих ограничений, в то время как куда более эффективными были бы вложения в развитие сотрудников, цифровизацию, новые технологии».
А вот как резюмирует ситуацию главный экономист агентства «Эксперт РА» Антон Табах: «В условиях шока и внешнего давления результаты оказались не так плохи, как ожидали. Особенно у крупных системообразующих предприятий, реализующих госзаказы. Да, многие товары — например, автомобили — стали дороже и худшего качества. Но спрос на них есть. Что, естественно, вносит определенный вклад в формирование ВВП. Однако следует понимать, что некоторые факторы, способствующие краткосрочному росту ВВП, не очень благоприятно сказываются на долгосрочном росте экономики».
Взгляд бизнеса на экономическую ситуацию в стране
Сергей Заверский, рассказывая о результатах опроса 1056 руководителей и собственников микро-, малого, среднего и крупного бизнеса из 20 регионов, отметил: «Результаты опроса подтверждают, что проблемы, связанные с развитием бизнеса, усугубились с конца февраля прошлого года. Большинство компаний в текущих условиях скорее ориентированы на выживание, чем на развитие».
Основные цифры из отчета мы уже приводили. Напомним, что 43% респондентов считают, что экономическая обстановка оказала в целом негативное влияние на бизнес, а 48% респондентов сообщили, что в ближайшие
Организаторы опроса полагают, что перечисленные выше факторы создают высокие риски длительной стагнации российской экономики. При этом многие рыночные возможности могут быть упущены, а восстановление экономики будет крайне медленным.
Что же делать?
Со слов участников дискуссии обобщающий ответ на этот вопрос можно сформулировать так — в сложившейся ситуации важнейшим направлением экономической политики государства должны стать меры поддержки развития бизнеса, про которые мы тоже уже писали.
«Российские компании, несмотря на сложные обстоятельства хотели бы и развиваться и видят даже для этого определенную возможность в связи с уходом ряда иностранных товаров с рынка. Это новый этап для российской экономики, когда наш бизнес должен инвестировать в развитие, однако он не привык и не может это делать из-за дорогих финансов, все еще недостаточно комфортной регуляторной среды, да и высоких в целом налогов. Стимулирование именно развития бизнеса должно стать новым шагом политики государства, но 30 лет мы привыкли жить в режиме простого воспроизводства, однако нужно учиться жить развитием», — считает Антон Свириденко.
Источник: IT Channel News