14 февраля 2023 г.
Как отмечают карьерные коучи, консультанты, HR-менеджеры, на рынке труда (в сегменте «белые воротнички») в настоящий момент есть «много тревоги». Причем «звучит» эта тревога по-разному:
- Постоянно слышу о том, что сейчас в России есть небывалые карьерные возможности, а я их не вижу. Что я делаю не так?
- Моя отрасль (компания) попала в сложную ситуацию. Не понимаю, что происходит, будут ли сокращения. Не понимаю свое будущее.
- Не понимаю, как мне двигаться дальше, как выстраивать карьеру в ближайшие несколько лет. Так, как хотел, уже не получается, а как по-другому — не знаю.
- Я уехал в другую страну, где, как оказалось, мои навыки никому не нужны. Деньги заканчиваются, что мне делать дальше?
Все эти страхи объяснимы: очень сложно понять, что происходит с экономикой (а найм персонала — это производная от экономики), в том количестве информационного шума, который есть вокруг нас. И, увы, в такие турбулентные времена полностью снять страхи нельзя. Но можно подумать, как из этой ситуации выбираться?
Вот что на это в своем недавнем эфире ответила Алена Владимирская, основатель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской».
Страх № 1
«Если говорить про страх «все говорят о возможностях, а я их не вижу», то я считаю, что о возможностях больше именно говорят, чем они есть. В настоящий момент идет передел сфер влияния на уровне топ-менеджмента. На уровне среднего менеджмента в большинстве компаний ничего глобального не происходит.
Возможности, о которых говорят, были некоторое время назад, когда люди массово уезжали, и внезапно образовались кадровые дыры. Их надо было срочно затыкать, в результате чего многие специалисты получили промоушен, который в прежние времена им пришлось бы ждать еще
Будет ли еще время возможностей? Будет. В ближайший год существенно изменится структура крупнейших компаний, пройдут слияния и поглощения. Причем будут в них участвовать совершенно неожиданные игроки. Еще 3 года назад я бы не поверила, что кто-то сможет поглотить «Мегафон». А сейчас за него борются вполне реальные игроки. И таких сделок будет больше.
Значит, топ-менеджмент поглощенных компаний, скорее всего, пойдет на выход (не бывает в компании двух финансовых директоров, двух вице-президентов по маркетингу...), хороших и лояльных специалистов из поглощенной компании заберут в новую структуру, а остальных — сольют.
Сотрудники победившей компании, вероятнее всего, получат промоушен: в более крупной компании их должности и, следовательно, вознаграждения и уровень влияния вырастут.
Окно возможностей откроется еще и с приходом новых международных компаний. В прошлом году их появления ждали в апреле, потом — в сентябре-октябре. Сейчас опять говорят о марте-апреле. Но это не точно.
Пока арабских, китайских, вьетнамских, индийских компаний (с Турцией сейчас вообще не понятно) не так много, как ожидается — об этом говорят на очень высоком уровне.
Но понятно, что все они будут либо приходить сами, либо покупать кого-то здесь, либо партнериться с аналогичными российскими компаниями. Им нужно будет выбрать тех, кто позволит снять риски вторичных санкций. И здесь для сотрудников российских компаний также возможен промоушен.
Страх № 2
Второй страх — резкое изменение карьерного трека, например, из-за ухода из страны международной компании, в которой человек работал.
В этой ситуации нужно не тратить ресурсы на тревогу, а максимально быстро переформатировать себя в другое направление. И это не про «мне 42 года, и я буду заново учить новую специальность». Такое могут себе позволить только те, у кого есть запасы года на полтора.
Во всех других случаях надо пересобрать свои навыки под максимально близкую для вас отрасль, где сейчас требуются люди. Чаще всего этот выход на работу будет с потерей по зарплате и грейду. Как вы будете пересобирать свои навыки (самостоятельно или со специалистом) — решать только вам.
В каких отраслях сейчас максимальные риски для сотрудников? Телеком — здесь идет передел рынка. Банки нанимают в направление финтеха и продажи продуктов, во всем остальном они планируют большие сокращения. Сокращения будут и в фарме, которая так и не смогла заместить импортную продукцию. Нехорошая ситуация в онлайн образовании, которое росло в последние годы, и в непродуктовом ритейле. Плюс к этому в зоне риска находятся все сотрудники бэкофиса.
Страх № 3
Третий страх: «Непонятно, что происходит в моей компании, все говорят разное, но никто не говорит ничего конкретного».
Состояние компании можно оценить по количеству совещаний у топ-менеджмента. Если оно плюс-минус стандартное, то все нормально. А вот если совещаний и отчетов, которые просят вас заполнять, стало больше (и это не про то, что мы сдаем важный проект, поэтому провели 3 дополнительных совещания, а про реальную управленческую суету) — это уже зона риска: либо компания готовится к продаже (акционированию), либо не нравятся цифры в ее основных метриках, либо кассовый разрыв, который хотят перекрыть кредитами. Вряд ли в такой ситуации руководство честно скажет, что происходит, да и к финансовой отчетности не всех допустят.
И здесь важно не суетиться, а посмотреть, где еще может быть востребован такой специалист, как вы. Узнать, что предлагает рынок, спросить у знакомых, не спеша, аккуратно начинать искать запасной вариант. Вам не обязательно его принимать, но он должен быть.
Страх № 4
И последний страх: «Я уехал в другую страну, карьера сломалась, я со своими навыками здесь никому не нужен. Что делать?»
Во-первых, смотреть на другие страны: возможно, ваши навыки нужны там.
Во-вторых, если вам дорога карьера, возвращайтесь. Если не подходит ни один из этих вариантов, начинайте зарабатывать даже очень маленькие деньги, но в новых реалиях, в новой профессии. Чем быстрее в этой ситуации избавитесь от иллюзий, тем быстрее найдете работу. Думать «я банкир, и если посижу еще полгода и подожду, то стану в Португалии банкиром» — утопия. Если вы обошли
Источник: IT Channel News