16 февраля 2023 г.

О профиците ноутбуков на российских складах в количестве порядка миллиона штук сообщил «КоммерсантЪ». Детализацию по классам устройств или по ценовым диапазонам не привели, отметив, что на складах «зависли» как устройства глобальных компаний (например, НР), так и китайских «молодых тигров» этого сегмента (например, Xiaomi и Haier), а также российских (упомянуты F+ и Prestigio).

Миллион — это много?

Миллион девайсов в российских условиях — это очень много. Прошлый год оказался сложным и неравномерным, реализация «ноутов» менялась от квартала к кварталу — например, в III квартале было продано только 544 тыс. ноутбуков, что на 55% ниже, чем в позапрошлом году, как писал «КоммерсантЪ». В целом результат года оказался неплохой — было реализовано порядка 3,1 млн таких устройств, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо».

Как видно, миллион единиц ноутбуков — объем продаж таких устройств на полтора, а то и на два квартала! В реальности срок освобождения затоваренных складов будет даже больше — за эти месяцы появятся новые линейки моделей, которые так или иначе доберутся до российского рынка и найдут своего покупателя, выигрывая у прошлогодних моделей конкуренцию за кошельки клиентов.

Что может означать затоваривание складов для российского ИТ-рынка? Ничего хорошего.

Затоваривание: к чему приведет в будущем...

Ноутбуки по понятным причинам не стоит запасать на складах — девайсы быстро устаревают, соответственно, теряя в цене. Гипотеза о падении цен на устройства в диапазоне от 10% до 15%, высказанная «Коммерсантом», выглядит вполне разумной. За полгода, пока будут распродавать такой массив девайсов, примерно настолько их цены и упадут.

По самым скромным подсчетам, взяв среднюю стоимость ноутбука в 1000 долл, легко посчитать, что в результате 10% скидок для распродажи затоваривания общие убытки превысят 100 млн долл. А ведь не все ноутбуки начального уровня, есть и более дорогие, кроме того, скидки в итоге могут оказаться значительнее. На «price protection» в современных условиях, разумеется, игрокам российского рынка рассчитывать не приходится.

...и в чем причины в прошлом

Разумеется, к такому затовариванию привели ошибки в маркетинге. Но какие?

Высказанная в материале «Коммерсанта» гипотеза о том, что маркетологи ошиблись, предполагая бум продаж в наступившем году, не выглядит убедительной. Продажи ноутбуков в прошлом году резко возросли в последнем квартале, когда было реализовано порядка 30% от общего количества устройств, по данным «М.Видео-Эльдорадо», то есть порядка миллиона единиц. Всплеск продаж в конце года существует всегда, в 2022 для них действовал дополнительный фактор: предыдущие 2 квартала в российском сегменте ноутбуков были проблемными, образовался отложенный спрос, который и был удовлетворен под конец года. Но ожидать бума продаж в первом квартале было совершенно неоткуда.

Кроме того, такой избыток на складах невозможно создать быстро, пары-тройки недель для этого никак недостаточно, времени потребуется заметно больше. В условиях прошлого года, когда приходилось полностью перестраивать каналы поставок, период накопления должен был оказаться значительным. Можно предположить, что причина затоваривания складов образована в результате суперпозиции ряда объективных факторов, которые возникли в процессе «накопления» и действовали независимо друг от друга.

Три новых фактора

Появление этих факторов было проблематично предугадать заранее, не говоря уже о влиянии на рассматриваемый нами сегмент. Факторов, повлиявших на образование излишних запасов на складе, можно выделить три: два из них для рынка, в целом, отрицательные, один положительный, но в данном случае тоже сработавший не «в плюс».

[ — ] Эмиграция. Уже сейчас каждый шестой (!) «айтишник» в РФ работает из-за пределов страны, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на оценки сервиса «Подбор», специализирующегося на поиске ИТ-специалистов. Используемая методика оценки (анализ профилей в LinkedIn) выглядит несколько грубоватой, но за счет широкого охвата (проанализированы сотрудники трехсот российских компаний) она позволяет достаточно точно определить нижнюю границу «ИТ-эмиграции» — очевидно, что далеко не все уехавшие зарегистрированы в LinkedIn, а не все зарегистрированные там обновили данные о локации. Заметим, что наряду с «айтишниками» эмигрировали и другие специалисты — маркетологи, SMM/SEO, журналисты, технические писатели, стартаперы и представители других профессий, по большей части креативных, которые являются активными покупателями ноутбуков, так как это для них рабочий инструмент. По мере необходимости они, конечно, приобретают себе ноутбуки, но уже за пределами рублевой зоны.

[ — ] Падение платежеспособности оставшихся — хотя курс рубля по отношению к долларам и евро пока не изменился сильно, официальная инфляция находится в допустимых пределах, ожидания от экономической ситуации невеселые. Федеральный бюджет РФ в 2022 году, по предварительным данным, исполнен с дефицитом 3,3 трлн рублей, или 2,3% ВВП, сообщил Антон Силуанов, министр финансов РФ, на заседании правительства РФ, по данным Interfax, что существенно хуже ожиданий Минфина (в начале года ожидали профицит 1%, в середине — дефицит 0,9%, ближе к концу года — дефицит в 2%). Итоги января тоже оптимизма не вселяют: федеральный бюджет по итогам месяца исполнен с дефицитом в 1,76 трлн руб., как сообщают «Ведомости» со ссылкой на предварительные оценки Министерства финансов РФ: доходы составили почти 1,4 трлн руб., что на 35% ниже объема поступлений в январе прошлого года, а расходы бюджета при этом составили 3,1 трлн руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 59%. Очевидно, что в таких условиях придется «затянуть пояса» и экономить на всем — причем как частным, так и корпоративным пользователям — в том числе, на ноутбуках.

[ + ] Пропускная способность новых каналов оказалась лучше, чем предполагали. Миллион «дополнительных» ноутбуков, оказавшихся на складах реселлеров, должен был туда каким-то образом попасть. Очевидно, что это не «досанкционные» запасы с прошлой зимы — те кончились уже во втором квартале — а поставленное в рамках «параллельного импорта» и собранное внутри страны. Заметим, что комплектующие для «российских ноутбуков» — как всего лишь с соответствующим маркетинговым позиционированием, так и отвечающих формальным требованиям к товарам, включенным в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (ЕРРРП) Минпромторга — поставляют «параллельным» способом или другими аналогичными, так как процессоры, накопители и другие компоненты для массовых моделей в РФ не производят.

Что дальше?

Разумеется, профицит ноутбуков будет преодолен. Конечно же, он нанесет игрокам канала очевидные убытки. Заметим, что на определенном этапе профицит может на какое-то время смениться дефицитом. К такому развитию событий вполне может привести повысившаяся осторожность игроков канала, а также уменьшившиеся финансовые средства для работы с наполнением складов.

Однако, дальнейшее развитие сегмента ноутбуков — как и всего рынка ИТ — зависит от ряда факторов. Как показывает рассмотренная выше ситуация, факторы появляются достаточно внезапные, возникают на наших глазах и влияют на рынок значительно. Пока это не совсем классические «черные лебеди», но и появление таковых вполне вероятно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News