16 февраля 2023 г.
В конце 2022 — начале 2023 г. сразу несколько крупных западных вендоров без помпы, стараясь не привлекать к себе внимания, начали возвращаться на российский рынок. Компания Adobe вновь предоставила российским пользователям доступ к таким популярным продуктам, как Photoshop и Acrobat Reader. На сайт Microsoft вернулась возможность скачивания дистрибутивов Windows с российского IP-адреса (подтверждено для владельцев легитимно приобретённых версий с номерами 7, 8.1 и 10, а также для до сих пор действующей процедуры апгрейда с Windows 7 на 10). Intel разблокировала для компьютеров из РФ доступ к разделу с драйверами на своём сайте.
Кроме того, и указанные вендоры, и целый ряд других разработчиков ПО мирового уровня, ранее громогласно заявлявших об уходе с российского рынка, упорно отказываются видеть что-либо подозрительное в кратном росте продаж своей продукции канальным партнёрам в Казахстан, Армению и другие соседние с нами страны за минувший с начала СВО год.
Соответственно, и многие отечественные заказчики начинают допускать возможность пусть не быстрого, но уверенного возврата к прежним временам — и потому притормаживают процедуры поиска аналогов официально ушедшим из России программным решениям, а тем более перехода на такие аналоги. И у российских вендоров ПО такая ситуация не может, очевидно, не вызывать беспокойства — с учётом того, что сами они (как заказчики) в полной мере испытали на себе приостановку доступа к зарубежным разработкам.
Захотели — ввели, пожелали — сняли
«Мы, наверное, как и абсолютное большинство, пользовались иностранным ПО от тех вендоров, которые заявили о своём уходе из России, — признаёт Виктор Петров, директор R&D-центра IVA Technologies. — И даже где-то продолжаем его использовать, пока действуют лицензии. Но, прервав отношения с российскими партнёрами и заказчиками, зарубежные вендоры очень серьёзно подорвали доверие к себе. Поэтому не думаю, что притормаживание процедуры поиска аналогов официально ушедшим из России программным решениям среди российских заказчиков носит массовый характер».
Как предполагает Артем Прескарьян, технический директор СКБ Контур, смягчение ограничений на онлайн-покупку и скачивание сервисов может быть связано с тем, что такие ограничения легко обходятся с помощью VPN и аналогичных решений: «Поставщики часто применяют дифференцированный подход: ограничения смягчаются для пользователей — физических лиц. С компаниями же договоры по-прежнему не заключаются, и ограничения действуют».
Роман Попов, директор Angels IT, призывает помнить о том, что многие зарубежные вендоры ушли из РФ вынужденно: «Поэтому разумно, что они ищут способы вернуться обратно (с точки зрения продаж), но так, чтобы как можно меньше навлечь на себя всяких „подозрений“. Так что это нормально».
«У ряда предприятий и организаций возникает ложное чувство постепенного отката к прежним временам, когда вся ИТ-инфраструктура строилась на импортных решениях, — предостерегает Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК. — Это очень опасное заблуждение, которое ведёт страну назад, к технологическому рабству».
«Мы все привыкли пользоваться готовыми, проверенными решениями, какой бы сферы это ни касалось, — признаёт Алексей Синица, президент IW Group. — Сегодня лишь часть 3% из числа системообразующих предприятий заменили иностранные ОС и СУБД на отечественные. Основной трудностью остаётся совместимость решений с текущим софтом и оборудованием. Кроме того, необходимо готовить не только само решение, но и поддерживающую инфраструктуру. На это тоже нужно время и поддержка государства. Эти факторы здесь решающие. Именно с этими факторами сопряжено желание вернуться к прежним вендорам, тем более что те и сами не против. Но предавший раз — предаст ещё раз. Не знаю ни одной отрасли бизнеса, которая хотела бы быть зависимой от чьих-то политических решений или экономических санкций».
«Доверять зарубежным разработчикам, покинувшим рынок, точно нет смысла, — соглашается Дмитрий Петушков, директор по развитию MAKVES. — Более того, есть компании, которые не просто ушли с рынка, а ушли, не выполнив свои обязательства: аннулировали лицензии, отказали в поддержке, перестали предоставлять обновления. В такой ситуации говорить о надёжности производителя, обновление ПО которого имеет высокую критичность, абсолютно невозможно».
«Опасаясь остановки бизнес-процессов, многие организации были вынуждены оперативно перевести свои информационные системы на отечественное ПО, — свидетельствует Павел Калякин, генеральный директор компании „МойОфис“. — Позитивный экономический эффект от ухода зарубежных вендоров российские разработчики, вероятно, увидят лишь спустя некоторое время. В среднем, полная миграция ИТ-инфраструктуры на новое ПО занимает
«Крупный бизнес, госсектор, промышленные компании и силовые структуры активно мигрируют на автономные ВКС-системы и мессенджеры ещё с 2020 г., — напоминает пресс-служба TrueConf. — Такие компании очень чувствительны к вопросам безопасности и гарантиям доступности платформы связи, и поэтому выбирают российские системы, которые не контролируются провайдерами или разработчиками этих решений. Для крупных компаний, которые построили федеральные ВКС-сети с подключением от сотен до десятков тысяч сотрудников, риск потери доступа к инструментам и службам коммуникаций недопустим».
Представители компании НТЦ ИТ РОСА оценивают вероятность того, что зарубежные вендоры вернутся на российский рынок ПО, в 99,9%: «Другой вопрос, позволит ли государство вернуть им свои позиции в российской информационной экосистеме, учитывая риски безопасности. После ухода зарубежных вендоров заказчики начали строить новый ландшафт на отечественных продуктах, поэтому их возвращение не вернёт прежние отношения с лицензированием и условиями предоставления поддержки».
Вячеслав Ванюлин, генеральный директор ООО «Аурига», напоминает, что многие российские компании занимаются НИОКР с нуля, под конкретные цели: «Самые необходимые инструменты — языки программирования. Никакие ушедшие вендоры их у российских разработчиков не отнимут. А если потребуются более специфичные средства — сами разработаем, опыта предостаточно. Рекомендую, по возможности, работать по этим принципам».
В то же время Алексей Парфентьев, руководитель отдела аналитики «СерчИнформ», отмечает, что есть разработчики, которые серьёзно зависят от зарубежных ИТ-продуктов: «Например, от сред разработки, которых в России просто нет, и от услуг по подписи драйверов, без которых ПО не будет работать в ОС Windows. В таком случае российские вендоры будут вынуждены вернуться к партнёрству с иностранными компаниями — даже несмотря на их некорректное поведение».
Самим не плошать
«Всем участникам рынка нужно честно признать и сказать самим себе, что прежние сценарии поведения более не работают, — призывает Павел Калякин. — Пора перестать считать, что всё само собой рассосётся и будет как раньше. Отсутствие поддержки создаёт существенные риски с точки зрения информационной безопасности из-за запрета на предоставление обновлений. Уход иностранных вендоров стал катализатором принятия положительного решения о миграции на отечественное ПО: теперь нам не приходится долго объяснять компаниям и организациям, почему им стоит переходить на российский софт».
Дмитрий Петушков указывает, что основным аргументом для корпоративного заказчика является качество продукта и сервиса: «Есть много российских разработчиков, продукты которых не только не уступают, а даже превосходят по своей функциональности зарубежных вендоров».
Главным драйвером миграции на российские ИТ-решения пресс-служба TrueConf называет требования ИБ и потребность в гарантированной доступности ПО: «Самый надёжный способ защиты — переход на автономные продукты, которые позволяют хранить данные внутри корпоративной сети и при необходимости полностью ограничивать внешний доступ. На примере нашей страны пользователи со всего мира убедились, что риск быть заблокированным „одной кнопкой“ и потерять доступ к налаженным рабочим инструментам вполне реален, и даже в случае возвращения иностранных ИТ-компаний на российский рынок нет никаких гарантий, что ситуация не повторится».
«Для корпоративного пользователя переход на новое ПО — не просто замена одной программы на другую, — подчёркивает Артем Прескарьян. — Это ещё и перенос данных из старого решения в новое. C другой стороны, без дополнительных требований и ограничений не наблюдается отказ от использования продуктов Microsoft — Windows и Office. Это связано с тем, что эти продукты сложнее в освоении, чем средство для ВКС».
«Самым главным мотиватором перехода российских разработчиков на отечественные решения и способствование развитию рынка были и будут действия нашего государства, — соглашается Вячеслав Ванюлин. — Уже предпринято множество действий, например ввод дополнительных выгод для сотрудников аккредитированных компаний и льготами самим компаниям, создание индустриальных центров компетенций и центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного ПО».
«Государству всеми возможными способами (кнутом для заказчиков, пряником для разработчиков) необходимо всех „склонять“ к переходу на российское ПО, — поддерживает Роман Попов. — Что сейчас и делается».
Алексей Парфентьев отмечает, что в условиях нарушения договорных отношений и потери доверия к ушедшим из России вендорам а также при наличии сложностей с оплатой даже тех продуктов и услуг, которые остались в России, спрос заказчиков на российские решения будет стимулировать развитие ИТ-отрасли: «Это естественный процесс для рыночной экономики: освободившиеся ниши занимают оставшиеся игроки, а покупатели косвенно направляют рынок согласно своим запросам».
Для российского ИТ-рынка, включая разработчиков ПО, уход зарубежных вендоров, поддерживает Виктор Петров, — отличный шанс улучшить свои продукты: «Справедливости ради, стоит отметить, что ещё не во всех сегментах отечественные программные решения соответствуют уровню иностранных, но эта разница постепенно нивелируется, что также снижает интерес к зарубежным вендорам, которые повели себя не очень корректно по отношению к свои собственным заказчикам — фактически, бросив их».
По мнению Григория Сизоненко, российским разработчикам необходимо сделать ставку на то, чего так опасаются западные коллеги: «Создавать и развивать программные и аппаратные решения, конкурентоспособные на мировом рынке. Причём решать эту задачу должны не только государство и бизнес, но и заказчики; особенно — владельцы значимых объектов критической информационной инфраструктуры».
Источник: IT Channel News, Максим Белоус