20 февраля 2023 г.
С 27 по 29 января 2023 г. в Переславле-Залесском прошла XVIII ежегодная конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Организаторами мероприятия выступила компания «Базальт СПО» при поддержке Института программных систем имени А. К. Айламазяна РАН (ИПС РАН), АНО «НСКФ», АРПП «Отечественный софт» и НП «РУССОФТ». «Свободное ПО в высшей школе» — единственная в России конференция, посвящённая задачам включения свободного ПО в образовательные процессы.
В ходе мероприятия Алексей Драгунов, директор ГБУ Псковской области «РЦИТ», затронул тему актуальных изменений в законодательстве относительно персональных данных учеников, а также рассказал о том, как обстоит ситуация с российскими операционными системами Linux в школах, и какие шаги стоит предпринимать для популяризации свободного ПО среди школьных учителей и школьников.
Напомним, что с 1 января 2023 г. согласно Федеральному закону «Об образовании» персональные данные учеников, школ и колледжей должны обрабатываться только в государственных информационных системах. Это регламентировано поправками, которые были внесены в закон в 2021 г.
О том, как эта задача решается в Псковской области, и рассказал Алексей Драгунов: «Для нас это не оказалось большой новостью, потому что ранее уже были требования о том, что государственными информационными системами должны быть электронная очередь в садики и навигаторы дополнительного образования. Эти системы также самостоятельно разработаны и внедрены в регионе.
Важно отметить, что мы заранее готовились к тому, чтобы наши региональные системы объединить в общий комплекс. Он полностью построен на базе свободного программного обеспечения и содержит сегодня более 30 подсистем.
Все подсистемы входят в состав региональной информационной системы „Цифровое образование Псковской области“, которая прошла аттестацию в качестве государственной информационной системы в 2022 году.
Также мы вывели все социально значимые услуги на федеральный портал Госуслуг. Заявления в школу, в садик, в первый класс, в учреждения СПО и дополнительного образования, заявления на аттестацию педагогов могут быть поданы как через региональную систему, так и через федеральный портал государственных услуг.
Кроме того, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, начиная с 2022 года, реализовало цифровые административные регламенты. В конце прошлого года нам удалось запустить их поддержку для услуги аттестации педагогических кадров. Сейчас мы полностью обеспечиваем выполнение требования по использованию госсистем, с одной стороны, а с другой — обеспечиваем интеграцию с ФГИС „Моя школа“».
Оценивая ситуацию в российских школах по части внедрения и применения свободного ПО на примере Псковской области, Алексей Драгунов отмечает: «Сейчас в рамках национального проекта „Образование“ есть требования о том, что все ноутбуки и компьютеры должны поставляться в школы с российским программным обеспечением. Отечественное ПО — это, по сути, операционные системы, офисные приложения, созданные на базе свободного программного обеспечения. Сейчас стоит задача, чтобы и педагоги, и учащиеся могли пользоваться этим наиболее эффективно.
Российская Федерация в начале
При этом, по его наблюдениям, в вопросах популяризации СПО среди преподавателей и школьников уже сделаны определенные шаги. Но есть и то, что еще предстоит сделать.
«Свободное ПО — это не только операционная система, но и прекрасные продукты для образования. Например, GeoGebra — математический пакет. Orange — пакет анализа и Data Mining, очень удобный и применимый в школе. Blender — великолепный инструмент для 3D-моделирования, полезный для будущих архитекторов. Все это может быть встроено как в образовательные программы повышенного уровня, так и в обычные образовательные программы, программы дополнительного образования.
Многие подобные программы активно используются в «IT-кубе», который создан на базе Регионального центра информационных технологий Псковской области и центра оценки качества образования. Также в Псковской области такие центры функционируют в г.Печоры и Великие Луки. Дополнительная образовательная программа «Системное администрирование» реализуется на базе российского программного обеспечения.
Свободное ПО дает свободу не только его использования, но и возможность творчества и модификации программного обеспечения самими учащимися. И это великая вещь! Здесь важны и работа со школами в части проведения вебинаров, и знакомство с новыми продуктами. Мы, может быть, не задумываемся, но многое из того, что мы уже применяем в псковских школах, базируется на свободном ПО — например, электронный журнал и дневник. Мы заменили Google-формы на региональную систему мероприятий с удобной регистрацией и широким функционалом, позволяющем организовать классные мероприятия, например, посещение музея, а также олимпиады, конкурсы, конференции не только для детей, но и для педагогов. Все это создано благодаря СПО.
Сегодня вся информация о работе учеников и педагогов формируется автоматически. Нам не надо проводить мониторинги и собирать какие-то дополнительные данные. Например, если ребенок участвовал в поездке в музей в Санкт-Петербург и был зарегистрирован при помощи системы мероприятий, то эта информация автоматически попадает в его портфолио. Если он победил на олимпиаде, это проходит через систему мероприятий и также попадет в портфолио ученика. Управленческие механизмы на основе данных, который продвигает наше Министерство просвещения и Рособрнадзор, фактически формируется естественным образом, что, с нашей точки зрения является одним из факторов цифровой трансформации. Данных становится больше, и они должны работать, это и есть трансформация — переход количества в качество".
Но здесь возникает вопрос, а надо ли «ученикам предоставлять альтернативу, чтобы они умели работать с разными операционными системами? Алексей Драгунов уверен, что да: «Кругозор детей должен быть широким. Однако, не стоит думать, что Linux и Windows — это два разных мира. По моим собственным наблюдениям, ученики очень быстро перестраиваются. Здесь скорее вопрос в том, как сделать переход максимально комфортным и эффективным именно для педагогов. Они более загружены в связи с большим количеством задач, в том числе методических и технических. Атмосфера в школах и эффективность рабочих процессов сильно зависит от того, насколько сами учителя себя комфортно чувствуют и идут в ногу со временем. Наша главная прерогатива на сегодняшний день — обеспечить все условия для плавного перехода всей школьной экосистемы на российское свободное ПО».
Источник: Пресс-служба компании «Базальт СПО»