2 марта 2023 г.
Рост национального cloud-сегмента будет продолжен — с этим тезисом согласны, наверное, все игроки российского рынка — различия существуют в оценках данного роста и в акцентах на деталях развития «облачного» направления. В сегменте происходит много разного, что определяет динамику, риски и другие параметры.
Рост продолжится, но замедлится. Положительную динамику сегмента публичных «облаков» в РФ по итогам прошлого года в Linxdatacenter оценивают в 20%, а прогнозы роста на 2023 озвучивают на четверть ниже — 15%. Заметим, что есть и более оптимистичные прогнозы роста. Например, положительной динамики российских «облаков» в 40% по итогам текущего года ожидает Евгений Горохов, управляющий директор Stack Group, ссылаясь на прогнозы аналитиков.
В нишах динамика выше! В отдельных ключевых нишах динамика российского «облака» бывает гораздо выше средней по сегменту. Общий рост IaaS (Infrastructure-as-a-Service), например, составил 42%, по оценкам iKS-Consulting, как сообщали «Ведомости».
Дополнительный драйвер свое отработал. Вызванная санкционным давлением необходимость изменений в «облачных» политиках и стратегиях — от релокации cloud-ресурсов на территорию РФ до импортозамещения системного и прикладного софта, ранее получаемого из «облака» — во многом определяли происходящее в сегменте с весны прошлого года. Однако по мере решения внезапно возникших проблем влияние данного фактора снижалось и уже к концу прошлого года оказалось практически совсем нивелировано. «К концу 2022 года повышенный спрос на услуги облачных провайдеров, вызванный началом СВО и кризисом предложения, прошел», — отмечает Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter.
Основные преимущества — все те же. Оптимизация затрат на инфраструктуру, повышенная гибкость, перевод затрат их CAPEX в OPEX и, что важно экономия времени при изменениях в ИТ-рельефе, нужной для вывода на рынок новых продуктов. «Платформы Cloud помогают клиентам наращивать производительность своих ИТ-систем и выводить на рынок новые цифровые продукты, — говорит Михаил Лобоцкий, директор по продуктам Cloud. — При этом заказчикам не нужно закупать дорогостоящее оборудование и инвестировать в его дальнейшее обслуживание».
Монополии нет. Например, в упомянутом выше сегменте IaaS явный лидер — «Ростелеком-ЦОД», который занимает 25% рынка, по данным iKS-Consulting. На втором месте — компания Cloud (17,2%). Третью строчку занял Selectel (9,5%), опередивший МТС, на который приходилось 9,3%, что соответствует четвертой позиции. Далее следуют Yandex Cloud (6,3%), КРОК (5,6%) и OnCloud (3,1%). Большое количество провайдеров обеспечивает конкуренцию, которая активно драйверит развитие как всего сегмента, так и в его отдельных ниш.
Ингибиторы все те же. Санкционное давление, как минимум, не спадает. Это приводит к дополнительным затратам на софт, что создает некоторые остаточные риски для развернутых программных решений, и дефициту товаров для расширения вычислительных мощностей
Импортозамещение продолжается. Российские cloud-провайдеры в рабочем порядке продолжают разворачивать и внедрять решения на санкционно-устойчивом программном обеспечении. Например, M1Cloud запустил в промышленную эксплуатацию новую «облачную» инфраструктуру для задач корпоративного класса, построенную на решениях российской компании «РУСТЭК». В новом сегменте заказчикам доступен весь спектр ключевых «облачных» сервисов: IaaS, Storage-as-a-Service, VDI, Kubernetes, Disaster Recovery и другие, автоматизированы процессы управления лимитами и биллинг ресурсами, предусмотрена интеграция с корпоративными системами СЭД, BPMS и ERP. Продолжать использование глобальных продуктов, к сожалению, проблематично — поддержка отсутствует, с обновлениями проблема, продление лицензии доступно далеко не всегда и т. д. Использование для построения «облаков» российских продуктов позволяет заказчикам регулярно получать обновления ПО, а также делает доступной техническую поддержку не только от сервис-провайдера, но и от разработчика.
Проблемы с «железом» смягчены. После ухода ключевых производителей с российского рынка резко усложнился вопрос о техобслуживании имеющегося оборудования и приобретении нового. Проблема была как у компаний, развивающих инфраструктуру on-premise, так и у «облачных» провайдеров и операторов дата-центров. Однако серьезных проблем удалось избежать за счет быстрой перестройки логистических каналов — с помощью налаживания «параллельного импорта», переориентации на новых вендоров (хотя вместо «импортозамещения» по факту тут лишь «вендорозамещение», но схема рабочая), а иногда разворачивания локального производства (хотя с тяжелым оборудованием, которое нужно в данном случае, пока большие сложности). «Крупные китайские поставщики уже начали локализацию своих продуктовых линеек, обучение специалистов поддержки, что в ближайшем будущем может им дать некоторое преимущество в коммерческом сегменте, пока отечественные вендоры дорабатывают свои технологические и программные продукты для соответствия резко возросшему спросу», — говорит Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса Stack Group и M1Cloud. Это добавит проблем российским вендорам, но для рынка очень хорошо, так как создает здоровую конкуренцию и способствует насыщению... только остается открытым вопрос: насколько санкционно-защищенными являются эти китайские продукты?
Импортозамещение есть, импортонезависимости нет. Важно, что оборудование для «облаков» — впрочем, как и почти любое другое серверное оборудование — не является в полной мере импортонезависимым. Если софт постепенно переводят на санкционно-устойчивые компоненты, то в основе харда остаются решения, построенные на архитектурах — прежде всего, х86, хотя есть и другие — которые могут легко попасть под санкции. «Технологическая связка „процессор — операционная система“ — краеугольный камень современной экономики, поскольку на этом базируются все информационные системы, ставшие неотъемлемой частью производства, соцобеспечения, государственной власти и др.», — говорит Григорий Сизоненко, генеральный директор ИВК, подчеркивая необходимость создания российского процессора для получения полного технологического стека, в том числе, для «облаков». Однако российские процессоры, которые находятся вне санкционных рисков, пока на рынке почти незаметны — под санкции попало их производство, а изготовлять их в РФ пока не на чем. «Из-за того, что нет собственных производственных площадок, теперь не хватает процессоров, — добавляет г-н Сизоненко, отмечая при этом, что ситуация сложная, но не безнадежная. Но какие надежды тут существуют, пока неясно.
Господдержка для рынка «облаков» крайне важна, как и для любых других сегментов национальной экономики. «Главным драйвером для развития российских технологий станет госзаказ, который в этом году должен побить все рекорды практически во всех сегментах ИТ-рынка, учитывая, что государственные системы должны будут первыми перестраиваться, минимизируя импортные технологии в ИТ-ландшафте, причем не только на федеральном уровне, но и на региональном, и даже муниципальном», — уверен г-н Лебедев. Но госсзаказ не единственный драйвер сегмента. Само появление и развитие «гособлака» уже драйверит рассмотренное направление, демонстрируя госструктурам и бизнесам актуальность данных технологий и их применимость в российских реалиях. Кроме того, cloud-провайдеры пользуются другими формами господдержки, которые активно развиваются и совершенствуются.
Динамика российского «облака» находится в пределах европейского развития этого рынка, где среднегодовой темп роста (в сложных процентах, CAGR) в пятилетний период
2021-2026 составит 22%, по прогнозам IDC. Однако для российского ИТ-рынка эта динамика недостаточна, экономике требуется опережающее развитие «облачных» сегментов. Напомним, что доля РФ в глобальной экономике составляла 3,07% по итогам 2021, по данным МВФ. В прошлом году доля, по предварительным оценкам, снизилась до 2,72%, а российский «облачный» рынок составляет порядка 1,1% от мирового в денежном выражении, по данным совместного исследования компаний Cloud и «Технологии доверия». Для достижения опережающего развития понадобятся усилия всех игроков экономики, от провайдеров и интеграторов до финансовых институтов и, конечно же, государства.
Работы над ИБ для «облака» продолжаются. Инфраструктура «облаков», приложения, вынесенные в on-cloud, среды виртуализации, контейнеры и другие элементы имеют свою специфику, что требует дополнительной защиты. Например, при проведении целевых атак контейнерная инфраструктура часто выступает начальным вектором из-за ошибок в конфигурации и наличия уязвимостей в ключевых компонентах, выяснили в «Лаборатории Касперского»... и приобрели 49% компании Ximi Pro, разработчика платформы для защиты контейнерных сред. «Мы видим растущий спрос на контейнерную безопасность, поскольку все больше компаний используют такую инфраструктуру», — говорит Андрей Ефремов, директор по развитию бизнеса «Лаборатории Касперского», отмечая, что цель состоит в построении экосистемы, которая будет закрывать все сценарии безопасности для всех цифровых активов у корпоративных заказчиков.
«Облака» бывают разными. Активно развиваются как публичные, так и приватные «облака». Последних в российских условиях больше, чем публичных, как показали совместные исследования компаний Cloud и «Технологии доверия». Однако баланс будет меняться в пользу публичных «облаков». Приватные «облака» для бизнеса будут обходиться неоправданно дорого из-за повышения стоимости технологий и дефицита квалифицированных высокооплачиваемых специалистов, считает г-н Лебедев: «„Облака“ сервис-провайдеров будут более доступны, особенно для компаний, которые не готовы к расходам на закупку дублирующего оборудования и ПО после ухода глобальных вендоров с российского рынка».
Что дальше?
«Облака являются одним из главных драйверов российского рынка информационных технологий», — говорит Евгений Колбин, генеральный директор Cloud. Трендом года станет увеличение доли cloud-инфраструктуры в ИТ-рельефе российских компаний от 30 до 100%, отмечают в M1cloud, так как «облака» позволят автоматизировать работу, обеспечить безопасность данных и снизить операционные расходы. «Заказчики будут находиться в процессе адаптации своих ИТ-стратегий к новым экономическим реалиям, будет усилено внимание к новым отечественным платформам виртуализации, что потребует времени и сформирует спрос на комплексные проектные решения со стороны облачных провайдеров», — говорит г-н Ветров. С этим можно только согласиться. Переход на модель cloud-only могут достаточно быстро выполнить малые и средние бизнесы, однако доля «облаков» в инфраструктуре крупных корпораций тоже будет быстро расти. Рост сегмента продолжится, но, как отмечает г- Ветров, ожидаемая динамика составит 15%, и то при условии, что в стране не произойдет кардинальных изменений, связанных с новыми санкциями, дальнейшим ухудшением экономики или регуляторными ограничениями.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News