20 марта 2023 г.
За последние 5 лет государство предприняло значительное число инициатив, направленных на повышение качества взаимодействия бизнеса с государством.
Среди них регуляторная гильотина, реформа контрольно-надзорной деятельности, моратории на проверки, создание единого реестра контрольно-надзорных мероприятий, создание офисов единого окна для бизнеса, перевод госуслуг для бизнеса и выдачи части лицензий в электронный вид и другие инициативы.
Институт экономики роста им. П.А. Столыпина провел опрос бизнеса как в целом сообщество оценивает работу этих инициатив, сказались ли данные изменения на практических кейсах взаимодействия.
В опросе приняли участие более 1300 собственников и руководителей бизнеса из разных регионов России, среди которых 54 % микробизнеса, 32 % малого бизнеса, 9,5 % среднего бизнеса, 4,5 % крупного бизнеса.
Результаты опроса показали, что (помимо стандартных сдачи отчетности и уплаты налогов) 23 % бизнеса вообще не взаимодействует с государством в течение года, 33 % взаимодействует
В целом если принять количество субъектов предпринимательской деятельности в России близким к 6 млн. (примерные цифры реестра МСП, крупный бизнес в числе 6 млн. занимает незначительную часть), всего бизнес (помимо отчетности и уплаты налогов) имеет с государством в год порядка 17,5 миллионов контактов, что само по себе является немалым числом и предполагает как масштабность государственного штата, задействованного во взаимодействии с бизнесом, так и важность самой задачи по улучшениям в данной сфере.
53 % респондентов вспоминают опыт взаимодействия с государством как нейтральный [33,9%] или негативный [19,1%]. 47 % как позитивный [32%] или поровну позитивный и негативный [15%].
Подавляющее число взаимодействий связано с получением лицензий и разрешений [49,5%] и проверками [46%], на третьем месте получение поддержки [33%], что примерно соответствует результатам других опросов — поддержку в России получают порядка трети предпринимателей.
Среди того, что больше всего раздражает бизнес при взаимодействии с государством — придирки и необоснованные требования, формальное толкование требований, затрудняющее ведение бизнеса, волокита. Коррупционные проявления отметил 21 % респондентов.
Предпринятые государством инициативы отчасти сработали — 50,5 % респондентов считают, что с государством стало работать проще, из них 31 %, что работать стало немного проще, 19,5 %, что работать стало намного проще. Тем не менее процент неудовлетворенных все еще высок — 35 % считают, что ситуация не изменилась, а 14,5 % полагают, что работать стало сложнее.
Среди положительных эффектов предприниматели чаще всего упоминают повышение скорости взаимодействия [38,6%] — цифровизация сработала и уменьшение числа формальных процедур [28%] — есть эффект и от регуляторной гильотины.
При этом подавляющее большинство опрошенных [66,5%] работают с офисами единого окна (МФЦ для бизнеса, центры Мой бизнес и другие), и 82 % считает, что данные сервисы упрощают взаимодействие с государством — вот где действия государства действительно можно считать успешными.
Однако 83 % опрошенных считают, что процедуры и практики взаимодействия нуждаются в улучшении.
Среди наиболее важных изменений — повышение компетенции и качества работы сотрудников госорганов, усиление борьбы с коррупцией (что несколько контрастирует с количеством тех, кто отметил данную проблему среди главных — это может говорить о высоком уровне латентной, скрытой коррупцией), дальнейшее упрощение процедур, введение реальной, а не формальной ответственности для чиновников и дальнейшее снижение числа требований.
Усиление цифровизации и количества сервисов единого окна в число главных шагов не вошли, что говорит о том, что данные инициативы, пожалуй, как стали основными успешными результатами, так и уже реализованы в значительной степени, сейчас сконцентрироваться надо на другом.
Кроме того цифровизация, возможно, у бизнеса ассоциируется не только с повышением удобства процедур, но и с многочисленными госсервисами (макркировка, другие системы прослеживаемости), поэтому и отношение к дальнейшей цифровизации пограничное.
65 % опрошенных не оспаривает действия государства, 23 % из них так как считают себя заведомо проигравшей стороной, 42% так как не видят оснований.
Из оставшихся остальных 35 % к оспариванию 21 % предпринимателей прибегают не чаще 1 раза в год, и только 13 % больше 1 раза в год.
К досудебным процедурам прибегают 43% опрошенных, к судебным 34%, 23 % считают, что основным способом урегулирования спора являются неформальные договоренности с госорганами.
Только 17 % полагают все процедуры разбирательств с государством полностью объективными. 47 % считают, что разбирательства объективны лишь частично, 27 % считают, что система всегда на стороне государства и оспорить ничего невозможно, 9 %, что Россия ничем не отличается по качеству оспаривания от других стран, однако самих претензий к бизнесу должно стать меньше.
Качеством досудебных процедур удовлетворено 56 % и не удовлетворено 44% участвовавших в них предпринимателей.
При этом главными направлениями совершенствования досудебных процедур является повышение их открытости, так как они происходят внутри госорганов и неподконтрольны независимым наблюдателям и расширение самого применения досудебных процедур.
53 % предпринимателей удовлетворены качеством судебных процедур оспаривания, 47 % нет. Среди главных мер совершенствования респонденты отмечают контроль за судами, где государство «всегда побеждает», обеспечение полной и однозначной мотивировки судебных решений, повышение скорости рассмотрения дел, обязать суды учитывать заключения независимых экспертов, а не только назначенных судом.
Интересны аспекты взаимоотношений с государством бизнеса разных размеров. Так, 32 % крупного бизнеса отметило, что взаимодействует с государством более 6 раз в год, это значительно больше, чем среди микро и малого бизнеса.
При этом в крупном бизнесе больше довольных взаимодействия с государством (39 % имеют позитивный опыт и 28% примерно поровну позитивный и негативный, однозначно негативный только 2,8 %) — крупному бизнесу работать с государством проще.
Среди крупного бизнеса и меньше тех (11 %) кто среди главных проблем отмечает коррупционные проявления. При взаимодействии коррупционное давление касается больше малого и микробизнеса, в то время как крупный защищает себя за счет своих развитых юридических структур.
Больше тех, кто считает, что работа с государством сейчас находится на оптимальном уровне (38%).
Похожая картина и со средним бизнесом, однако, средний бизнес больше волнует проблема коррупции (28 %), и придирок со стороны госорганов (28 %).
Микробизнес оказался единственной категорий, где недовольных качеством досудебных процедур больше чем довольных. И где довольных и недовольных качеством судебных процедур равное число.
Из чего можно сделать вывод, что основной сегмент недовольных взаимодействием с государством концентрируется именно в самой массовой категории, в микробизнесе, на которой необходимо обратить наибольшее внимание на следующей стадии административного совершенствования процедур взаимодействия.
Выводы:
- В целом усилия государства не проходят даром, в определенной степени и по определенным параметрам работать с государством стало действительно проще;
- Прежде всего, это касается скорости взаимодействия и определенного снижения количества формальных процедур, связанных с изменением законов и регуляторной гильотиной.
- Но число недовольных все еще высоко, только 47 % оценивают опыт как однозначно позитивный или смешанно-позитивной негативный, остальные как нейтральный или негативный, что говорит о том, что ключевое внимание должно быть обращено на практику правоприменения. Особенно важно это для самого маленького бизнеса — там недовольных больше всего.
- Проблемы связаны связаны с недостаточной компетенцией сотрудников госорганов, недостаточной ответственностью для чиновников, в ряде случаев с коррупционными проявлениями.
- Для улучшения практики необходимо повышать качество досудебных и судебных процедур оспаривания. Ведь именно там решается итог спора государства с бизнесом, если он возник.
- До сих пор актуальна системная борьба с коррупцией. На протяжении нескольких лет по данным разных опросов фактор коррупции как выбывает, так и возвращается в число главных препятствий, мешающих ведению бизнеса.
Крайне важно организовывать постоянный обмен компетенциями и лучшими практиками среди госслужащих, ответственных за взаимодействие с бизнесом. Здесь возможно нужно расширить практику, применяемую Агентством стратегических инициатив по созданию банка лучших практик (по аналогии с «Всероссийским конкурсом лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», проведенном в
Актуальным остается вопрос ответственности представителей госорганов. За первое полугодие 2022 году по статье 19.6.1 Коап «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре) муниципальном контроле» вынесено 84 % предупреждений и только 16 % наказаний в виде штрафа, тогда как по отношению к бизнесу штрафы все еще доминируют и составляют в большинстве органов более 50 %.
Источник: Пресс-служба Института экономики роста им. П.А. Столыпина