30 марта 2023 г.
Любое современное крупное предприятие без преувеличения опирается в своей деятельности на то, как организованы и работают его бизнес-процессы.
За их функционирование отвечают сложные информационные системы, состоящие из многих компонентов. Среди них — корпоративная сервисная шина (ESB), которая является одним из ключевых элементов ИТ-инфраструктуры многих компаний и организаций. Неудивительно: ESB обеспечивает бесперебойное взаимодействие всех частей ИС и комплексно управляет сервисами и бизнес-операциями. Еще важнее, что в таком качестве она выступает как устойчивая платформа подлинной цифровизации. Однако сегодня на российском рынке сложилась тревожная ситуация: западные поставщики этих технологий резко ушли с рынка, в одночасье перестав оказывать техническую поддержку своим клиентам. Соответственно, деятельность многих организаций оказалась под угрозой. Ведь при изменении любого бизнес-процесса требуется внедрение соответствующего ИТ-функционала и его сквозная имплементация в ИС, в противном случае вся система может сложиться как «карточный домик» и основная деятельность будет остановлена. Именно поэтому наиболее дальновидные компании стали бить тревогу и, более того, реализуют соответствующие проекты — но уже на российских технологиях.
И все же, многие организации откладывают решение «на потом», по-прежнему надеясь на русский «авось» — вдруг все как-нибудь разрешится. Но времени, на самом деле, практически нет.
Не будем лукавить. В пользу надежности западных решений говорит тот факт, что, как правило, лучшие технологии — SAP, Tibco, Oracle или IBM — хорошо справлялись со своими задачами. И дело не в том, что их продукты стали хуже, просто отечественные предприятия, не получая обновлений и консультаций, оказались предоставлены сами себе. Казалось бы, это тупиковая ситуация — ну кто будет развивать и поддерживать чужую технологию и гарантировать ее отказоустойчивость? Но выход есть, и он, пожалуй, безальтернативен и правилен: вдумчивый планомерный надежный безрисковый переход на российские разработки. А они есть, их функциональность апробирована в реальных проектах, а гарантии предоставляются командами, работающими на российских мощностях и на нашей территории.
Другое дело, что корпоративная сервисная шина — технология крайне сложная, и работать с ней могут не все ИТ-специалист даже очень высокого класса. Сами же пользователи из компаний, где установлена шина, обычно не обращают на нее никакого внимания. Но так происходит до первого сбоя, а он, при отсутствии поддержки, неизбежен.
В этой связи полагаю, что отечественным заказчикам пора наконец обратить серьезное внимание на эту проблему и подготовиться к ее решению. Что для этого нужно? Прежде всего — осознать риски, зафиксировать их как актуальную проблему, а необходимость их минимизировать или вовсе свести на нет — определить в качестве стратегической задачи.
Во-вторых, нужно составить карту возможных рисков, выяснив, какие именно процессы и сервисы неизбежно пострадают в первую очередь (сфокусированный аудит). Самостоятельно это сделать практически невозможно, поэтому здесь придется привлекать специализированного партнера. Далее, совместными усилиями заказчика и интегратора должен быть составлен и утвержден Регламентный Документ, где будет прописан конкретный план действий и каждый шаг по миграции на отечественную шину.
Этот этап предваряет собой реализацию пилотного проекта, в рамках которого в шину встраивается новый и корректируется существующий функционал — в соответствии с требованиями конкретной организации. Именно на базе «пилота» и возникает промышленное решение для дальнейшего развертывания в масштабах всей организации. Естественно, в этой работе заказчик должен принимать самое активное участие, в том числе, предъявляя повышенные требования к надежности нового компонента ИС и требуя от исполнителя дальнейших гарантий в соответствии с SLA.
Обращу при этом внимание, что проект по миграции не предполагает молниеносной замены одной системы на другую. Наоборот, какое-то время на предприятии будут работать и западная технология, и ее отечественный аналог — для того, чтобы внедрять каждую функцию последовательно и безрисково, гарантируя, таким образом, что ни один бизнес-процесс в ходе внедрения не пострадает.
Кстати, в ряде случаев корпоративная сервисная шина может являться частью полнофункциональной интеграционной платформы, в которую входят компоненты для управления сервисами, сбором и хранением данных; мониторинг, протоколирование, аналитика и мн. др. При таком подходе интегратор способен предложить заказчику расширенный набор услуг, внедрение которых полностью закрывает потребность предприятия в надежном фундаменте для развертывания и масштабирования неограниченного числа ИТ-сервисов.
Подведем итоги. Действительно, у ряда крупных российских компаний возникают или в ближайшее время могут возникнуть проблемы, связанные с уходом западных вендоров. Тем не менее, на рынке есть целый класс российских ESB-решений и методологии для успешной миграции на отечественные аналоги. Наконец, в последнее время в стране реализовано немало успешных проектов в этой сфере. Думаю, настало время использовать данный опыт. Кстати, это значительно сокращает сроки — как пилотов, так и масштабного развертывания. В результате, пусть в этой узкой сфере, все мы сможем добиться подлинной импортонезависимости.
Источник: Дмитрий Грязнов, генеральный директор «Инполюс»