4 апреля 2023 г.
В нашей недавней заметке, среди прочего, рассматривались несколько моделей ИТ-инфраструктур крупных предприятий — от «айсберга» до «конструктора Lego» — и говорилось о том, что в реальной жизни ИТ-инфраструктуру крупного предприятия или организации невозможно построить на базе программных и аппаратных решений от одного поставщика. Это всегда симбиоз из десятков, а то и сотен «элементов Lego», так или иначе связанных друг с другом. Действительность, однако, ещё сложнее. И существуют ИТ-ландшафты, которые по своей сложности приближаются к молекулам белка (рис. 1).
Но обо всем по порядку. «В нашей стране есть пространственно-распределенные промышленные предприятия, в ИТ-ландшафте которых может быть свыше тысячи информационных систем, предназначенных для решения различных задач», — полагает руководитель отдела управления проектами ИТ-компании «Инфосистемы Джет» Ян Колин. Разумеется, есть и более простые системы.
«Количество информационных систем и используемых в них вендорских продуктов сильно зависят от специфики и масштаба предприятия, — размышляет Ян Колин. — Например, банк из топ-50 может иметь сто с лишним различных ИТ-систем. Из них обычно
Впрочем, интересные ИТ-инфраструктуры возникают не только в результате весьма распространенных ныне слияний-поглощений, но и в результате ускорения процессов импортозамещения. Вот на что обращает внимание руководитель направления инфраструктурных решений КРОК Александр Сысоев: «Если раньше ИТ-инфраструктура многих компаний представляла собой „пазл“ из практически идеально подобранных элементов, то сегодня мы имеем дело с новыми „пазлами“, которые в режиме реального времени собираем под задачи заказчиков. Чтобы сконструировать для конкретного пользователя идеальный „пазл“, мы собрали в лаборатории КРОК демо-стенд, где проверяем различные сценарии миграции, испытываем ПО и оборудование, тестируем различные конфигурации под конкретные бизнес-задачи. Важно отметить, что основное назначение демо-стенда заключается не в том, чтобы протестировать отдельные несвязанные продукты и посмотреть, как они работают в „вакууме“, а в том, чтобы смоделировать единую экосистему из локальных, в большинстве своем, новых российских решений и настроить между ними интеграции в условиях, максимально приближенных к реальной инфраструктуре».
На демо-стенде лаборатории КРОК представлены клиентские операционные системы с установленными клиентами других систем, офисные пакеты, включая серверную часть и хранение данных, службы каталога, решения по управлению конфигурацией, файловый сервер и сервер печати из состава ОС, почтовые системы, мессенджеры, веб-редакторы, системы резервного копирования, VDI/терминальный доступ, удаленный доступ к рабочему месту.
Александр Сысоев добавил: «Демо-стенд КРОК в качестве тестовой площадки для новых решений позволяет отобрать наиболее зрелые и перспективные продукты в различных сегментах инфраструктурного ПО. При этом в виртуальном демо-пространстве заказчики получают достоверную информацию о возможностях решений, а также реальный опыт использования как отдельного продукта, так и целых технологических стеков».
А вот какой перечень основных классов продуктов, из которых состоят ИТ-инфраструктуры крупных предприятий и организаций, нам назвали в группе компаний T1: cерверы; СХД; SAN сети; ОС; виртуализация; VDI; СРК; СУБД; почта; служба каталога и базовые сервисы; мониторинг; АРМ; ИБП; коммутаторы; маршрутизаторы; балансировщики; антивирус, криптошлюзы, DLP, АМДЗ, MDM; ВКС, IP телефония и т. д.
Не исключено, что другие интеграторы назвали бы свой перечень «деталей конструктора Lego», то есть основных классов продуктов, из которых состоят ИТ-инфраструктуры крупных предприятий и организаций. В зависимости от степени детализации, как более длинный, так и более короткий. Но есть мудрый принцип (так называемая «Бритва Оккама»), согласно которому не следует множить сущности без необходимости.
Руководитель отдела системной архитектуры компании «ЛАНИТ-Интеграция» Владимир Мешалкин говорит: "Я нахожу прямые аналогии в процессах построения ИТ-инфраструктур крупных предприятий и проектов, реализованных с помощью конструктора Lego. Однако при всем разнообразии деталей данного конструктора их обычно делят на три основных блока: кубики, пластины и специальные детали. Если проводить параллель, то любая ИТ-инфраструктура, вне зависимости от ее размера, тоже состоит из трех важнейших элементов, где аппаратное обеспечение — кубики, из которых возводятся стены, сетевые компоненты — пластины, обеспечивающие надежность конструкции, а ПО выступает в роли специальных деталей, придавая общей конструкции функциональность и законченный внешний вид. Можно, конечно, отдельно определить информационную безопасность (ИБ), но так или иначе, она реализована в каждом из трех блоков, за исключением организационных мероприятий. При этом внутри каждого такого блока может быть большая разновидность как самих решений, так и вариантов их реализации. Говорить о количестве производителей, участвующих в создании инфраструктуры, не совсем корректно. Так как есть практически моновендорные решения, а есть лоскутные ИТ-ландшафты, сотканные из лучших образцов от разных производителей. У того и другого подхода есть свои сторонники и противники. Здесь сталкиваются между собой практичность дальнейшего сопровождения и лучшие практики функционирования. По моим оценкам, в ИТ-инфраструктуре среднего размера может участвовать до 20 различных решений, включая вычисление, хранение, передачу данных, ИБ, операционные системы и среды виртуализации, сетевые сервисы. И это без учетов корпоративных сред и приложений, набор которых сильно варьируется. В то же время не стоит забывать, что в оригинальном Lego насчитывается почти 7 тысяч уникальных деталей, а если добавить к этому цветовое разнообразие, то общая вариативность впечатляет. Такая же ситуация в реальных проектах. Несмотря на типовой набор компонентов, каждая ИТ-инфраструктура получается уникальной, созданной для решения определенных задач конкретного потребителя. При сборке большого объекта Lego главное — следовать прилагаемой инструкции и шаг за шагом продвигаться к намеченной цели. Так и в жизни проекта: без тщательного проектирования из разрозненного набора ИТ-компонентов не сложить цельное работоспособное решение«.
«Lego — это слишком просто»?
Теперь вернемся к мнению о том, что упомянутое выше цельное работоспособное решение по своей сложности ближе к молекулам белка, чем к сооружениям, собранным из конструкторов Lego. С этим мнением согласен Ян Колин: «Да, оно ближе к белку или молекуле ДНК. Lego — это слишком просто, потому что кубики конструктора друг к другу идеально подходят, а элементы ИТ-инфраструктуры — не всегда. Поэтому в ряде случаев их приходиться соединять через различные шины, интеграционные слои и так далее».
В то же время Александр Сысоев обращает внимание на то, что «даже молекулы схематично можно соорудить из конструктора, и при этом стоит помнить, что это абстрактное изображение, ограниченное доступным набором элементов конструктора»: «Так же и говоря об ИТ-инфраструктуре как больших так и малых предприятий, любое сравнение будет абстракцией, так как ИТ-инфраструктура каждого предприятия индивидуальна и строится под конкретные задачи, которые она должна решать».
C его мнением трудно не согласиться. К тому же, молекулы белка хотя сами по себе велики и сложны, но построены всего из 20 различных аминокислот. Образно говоря, конструктор Lego, предназначенный для их моделирования, должен содержать всего 20 различных элементов!
А молекулы ДНК еще проще: их «содержательная часть» (своего рода «cтупени винтовой лестницы»), состоит всего из четырех видов ну очень простых нуклеотидов: аденин (A), гуанин (G), тимин (Т) и цитозин ©. Образно говоря, генетически обусловленная структура любого живого существа полностью описывается «книгой», «слова» которой cостоят всего из четырех «букв»: A, G, T и С. Другое дело, что генотип человека определяют 3,2 млрд. такого рода «ступеней». Однако сами эти «ступени винтовой лестницы ДНК» с химической точки зрения исключительно просты — значительно проще ИТ-инфраструктуры даже совсем небольшого предприятия.
В пользу модели «молекула белка» говорит и то, что число основных классов продуктов, из которых состоят ИТ-инфраструктуры крупных предприятий и организаций (см. приведенные выше рассуждения представителей КРОК и Т1), близко к количеству типов аминокислот, из которых построены.
Можно усмотреть и более тонкие аналогии. Так, например, диетолог Мария Белова обращает внимание на то, что все «кирпичики» наших клеток собираются из 20 базовых аминокислот, большинство из них наш организм может синтезировать сам, но восемь, жизненно необходимых, получает только с пищей. Логично предположить, что определенные классы продуктов для построения ИТ-ландшафтов крупных предприятий и организаций, ИТ-департаменты этих структур способны «синтезировать» сами, но есть такие жизненно необходимые классы программ, разработать которые под силу только профессиональным участникам ИТ-рынка.
Дело, однако, не только в разумном разделении труда между ИТ-департаментами и участникам ИТ-рынка. Сравнивая различные модели ИТ-ландшафтов, Владимир Мешалкин обращает внимание на их эмерджентность. Напомним: в теории систем термином emergent обозначают наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности. Проще говоря — акцентируют внимание на несводимости свойств системы к сумме свойств её компонентов. Г-н Мешалкин говорит: «Сравнение сложности ИТ-ландшафтов пространственно-распределенных промышленных предприятий с белковыми молекулами или структурами, собранными из конструкторов Lego, зависит от конкретных характеристик и компонентов. Думаю, такие ИТ-ландшафты по сложности больше похожи на белковые молекулы, так как они включают множество взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые динамически взаимодействуют и проявляют эмерджентное поведение, очень похожее на сложные схемы соединения белков».
Разумеется, даже самые сложные нынешние ИТ-ландшафты ещё далеки от самых простых биологических систем, способных к саморазвитию и самовоспроизведению. Но как знать, что день грядущий нам готовит? Ведь совсем недавно возможности систем типа ChatGPT даже трудно было себе представить!
Источник: Владимир Митин