5 апреля 2023 г.
В сложившихся на рынке труда нестабильных условиях все больше профессионалов задумываются о построении не привычной вертикальной, а так называемой горизонтальной карьеры, т. е. о смене сферы деятельности внутри компании либо с переходом в другую компанию. Такие случаи, когда специалист в сфере R&D переходил в маркетинг, маркетолог — в управление продажами или, например, продажник становился управленцем, давно не являются чем-то экзотическим в общемировой практике. Специалисты компании Get experts и Русской Школы Управления опросили 1070 HR-специалистов и профессионалов как из отечественных компаний, так и из российских представительств международных корпораций о карьерных планах и, в частности, об их отношении к явлению горизонтальной карьеры.
Планы и желания
Как выяснилось, 46% опрошенных намерены строить свою карьеру традиционным образом, т. е. развиваться вертикально, 25% сказали, что хотят развиваться в рамках своей профессии горизонтально, о желании сменить карьеру заявили 21% участников опроса, 8% отметили, что планируют работать на себя.
Ранее опыт смены карьеры имелся у 30% специалистов, причем 12% сделали это внутри своих компаний, а 18% вместе с карьерой сменили и компании. Среди тех, кто пока не менял карьеру (таких 70%), 45% и не планируют это делать в обозримом будущем, 12% планируют, 13% говорят, что хотели бы так поступить, но им мешают страхи или какие-то существенные обстоятельства.
Направления перехода
В топ-5 наиболее популярных сфер деятельности, в которые хотели бы перейти участники опроса, вошли управление персоналом (18%), ИT (16%), маркетинг/PR/реклама (15%), продажи и развитие бизнеса (12%), закупки/логистика/склад/ВЭД (10%).
Причины
Отвечая на вопрос о причинах, по которым они уже сменили сферу деятельности или планируют сделать это, участники исследования рассказали, что им:
- очевидно отсутствие перспектив роста в текущей профессии, хочется продолжить расти в другой сфере (30%);
- не нравится то, чем они сейчас занимаются (22%);
- хочется связать карьеру и хобби (20%);
- хочется получить возможность работать удаленно (18%);
- хочется исполнить давнюю мечту (10%).
Возможности
При этом 88% HR-специалистов сообщили, что в их компаниях есть теоретическая возможность перехода в другую сферу деятельности при определенных обстоятельствах:
- при наличии компетенций переход возможен без потери дохода (38%);
- при наличии релевантного опыта (15%);
- если сотрудник особо ценен для компании (15%);
- переход возможен только на начальную позицию, т. е., как правило, он не совсем горизонтальный, ему сопутствует понижение в должности и в доходе (12%);
- при наличии профильного образования (4%);
- при наличии профильного образования и релевантного опыта (4%).
Об отсутствии возможности горизонтального перехода внутри компании сказали 12% опрошенных. По их словам, в 10% случаев введение такой возможности и не планируется, в 1% — планируется и в 1% компаний уже идет разработка соответствующей программы.
43% опрошенных HR-специалистов отметили, что к ним в 2022 году обращались сотрудники с запросом о смене карьеры. Как рассказали респонденты, при наличии вакансии внутри компании 21% работодателей предпочтут перевести на нее своего сотрудника из другой сферы, 13% наймут «внешнего» кандидата, а в 66% случаев «все зависит от обстоятельств».
«В большинстве своем и работодатели, и работники достаточно лояльно относятся к идее кросс-функциональных переходов внутри организации, видя в ней определенные выгоды для себя. Для компаний это может быть одним из инструментов удержания ценных кадров, а для профессионалов прекрасной возможностью реализовать свои амбиции, расти и развиваться профессионально при поддержке знакомой среды, людей и культуры компании, — считает директор по маркетингу и коммуникациям рекрутинговой компании Get experts Анна Спирина. — Ограничения, которые существуют при переходе из одной функции в другую (наличие образования, компетенций и опыта), логичны и отвечают интересам бизнеса. В то же время руководителям стоит обратить внимание на причины, которыми руководствуются сотрудники, решаясь на такой непростой шаг. Иногда легче ликвидировать некоторую неудовлетворенность работника и оставить его на прежнем месте, чем подыскать ему адекватную возможность для перехода без ущерба для компании. Поэтому, чтобы такие переходы были успешными как для сотрудника, так и для организации, необходимо проводить качественную оценку компетенций и мотивации таких внутренних кандидатов, иметь для них четкий план развития, включающий обучение, а также обеспечить поддержку всех менеджеров, участвующих в процессе».
«Сменить сферу деятельности сейчас гораздо проще, чем еще несколько лет назад. Это стало возможным, в том числе, благодаря активному росту рынка профессионального образования. Чтобы получить базовые знания и начать работать в новой сфере, достаточно пройти курс повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Выбор программ обучения сейчас огромный, — каждый может выбрать что-то под свои интересы и попробовать сменить карьерный трек», — комментирует Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления.
Источник: Пресс-служба компании Get experts