10 апреля 2023 г.
Масштаб и сложность вызовов, что встают перед бизнесом здесь и сейчас, нередко заслоняют более отдалённую перспективу. Что вполне объяснимо — но в стратегическом плане чревато недооценкой грядущих возможностей и принципиальными ошибками в посткризисном планировании. По этой причине иногда бывает полезно заглянуть в будущее, изучив прогнозы экспертов, — чтобы заблаговременно составить хотя бы общее представление о том, какие направления ИТ-рынка станут особенно актуальными в средне- и долгосрочной перспективе.
Сверху видно всё
Как показывают аналитики McKinsey в сводном обзоре ИТ-реалий первой половины
Бизнес-модели провайдеров спутниковых подключений могут быть как конкурентными, так и взаимодополняющими — когда в случае проблем с основным каналом связи происходит автоматическое переключение на другой, доступный. Во втором случае ещё более возрастает роль средств кибербезопасности, которым необходимо будет гарантировать защищённый канал связи между облачным сервером умной инсталляции Интернета вещей и отдельными её составляющими вне зависимости от того, насколько заслуживает доверия (в ИБ-смысле) используемый в данный момент канал коммуникаций.
Повсеместная доступность спутникового Интернета придаст новый импульс развитию беспилотных транспортных средств, прежде всего B2B- и B2C-дронов, как воздушных, так и наземных/надводных. Не нуждаясь в непрерывно направляющем его движение операторе, каждый отдельный дрон под чутким руководством (опять-таки облачной) автоматизированной системы будет передвигаться по оптимальному маршруту между, к примеру, точками приёма/доставки груза, уверенно избегая столкновений как со стационарными объектами и элементами ландшафта, так и с другими аппаратами.
Обеспечение уверенной и многократно резервированной связи между элементами Интернета вещей и управляющими ими облачными центрами в масштабах планеты позволит сделать эти самые вещи действительно умными, подключив их к централизованной интеллектуальной системе. Уже не будет необходимости расходовать аппаратные ресурсы на попытки обеспечить обработку данных самими дронами, цифровыми камерами, всевозможными датчиками и т. п.
Сегодня частично эту задачу решают edge-серверы на периферии «большого» облака, но вычислительные возможности таких инсталляций заметно ограничены по сравнению с классическими серверами в составе солидных ЦОДов. Если через спутниковый Интернет удастся обеспечить обмен данными с разумной задержкой сигнала (не забывая, разумеется, об ИБ), это существенно простимулирует рост направления умных вещей во всех отраслях экономики.
Сдавайте тару!
Упаковка обычно не рассматривается как часть поставляемого товара, выполняя исключительно защитную функцию, — но это пока что. Внедряемая, в частности, в России маркировка отдельных групп товаров — когда невозможно реализовать какой-нибудь йогурт, не просканировав двумерный код на крышке баночки, — только начало тектонических изменений, ожидающих в ближайшее десятилетие заметную часть глобальной розничной торговли.
И для того, чтобы изменения эти стали реальностью, потребуется деятельное участие множества ИТ-компаний — и всего соответствующего канала в целом. Эксперты McKinsey говорят, например, о пассивно-интерактивной таре, особый QR-код на которой либо прямо перенаправляет покупателя на веб-страницу с рецептами, видеоинструкцией по применению и пр., либо уже после покупки обеспечивает начисление бонусов и иные привилегии в фирменном приложении вендора. Ведётся также разработка и активно-интерактивных меток с интегрированными умными датчиками.
Помещённый на той же баночке с йогуртом, такой датчик будет непрерывно контролировать температуру, при которой продукт хранится. И если зафиксирует чрезмерный нагрев в течение определённого времени, то после сканирования сообщит покупателю (опять же, через приложение), что напечатанный на крышке срок годности — формально ещё подходящий — более не актуален. И наоборот: если условия были заведомо благоприятными, активно-интерактивная метка засвидетельствует (с наступлением при этом правовых последствий для вендора — что особенно важно в случае пищевых продуктов; тут возможно применение технологии блокчейна и умных контрактов), что йогурт безопасен для употребления и по истечении фабричного срока годности.
Тонкость в том, что чем «умнее» становится упаковка, тем она дороже — и потому особый упор в ближайшие годы будет делаться на её эффективную утилизацию и/или многократное применение. Эксперты McKinsey описывают как вполне реалистичную следующую ситуацию: покупатель заказывает очередную партию пищевых продуктов у локального ритейлера, курьер доставляет всё необходимое в рассчитанные на длительное использование «умных» контейнерах, забирает такие же, но пустые контейнеры, оставшиеся с прошлого раза, и увозит на склад — для санобработки перед следующим циклом закупок. Точнее даже, не живой курьер, а дрон: благодаря уже упомянутым спутниковым каналам доступа в Интернет от влияния человеческого фактора на качество доставки удастся практически полностью избавиться.
Это не только снижает производство отходов за счёт отказа от одноразовой упаковки, но и позволяет покупателям экономить, не поступаясь качеством товаров, и выводит на совершенно новый уровень доверие между ними и ритейлером. Одно дело, когда продукт любимого бренда можно купить в любом магазине в стандартной упаковке, — тут всё решают цена и доступность торговой точки.
А вот если сметану, или свежайший стейк, или живые мидии ритейлер по поручению клиента помещает в его персональный контейнер на ближайшем отпускном складе вендора, а затем везёт этот контейнер к нему домой, причём умный датчик чётко фиксирует информацию о времени последнего закрытия крышки и температурном режиме в процессе доставки, — это уже принципиально новый потребительский опыт. Аналитики оценивают общее число доставок по всему миру, реализованных с использованием дронов, в 2030 г. в 200 миллиардов: простор для деятельности интеграторов, техподдержки, иных ИТ-компаний необозримый.
Знать и понимать
Углублённая персонификация продаж для вендора — не для ритейлера, подчеркнём, а именно для вендора — тоже знаковый тренд грядущего десятилетия, уверены аналитики. То же приложение лояльности, располагая предоставленными самим покупателем данными о себе, сможет выдавать, допустим, рецепты еды с данным ингредиентом с учётом потребностей и особенностей данного клиента: предпочтение низкоуглеводной диеты, непереносимость каких-то продуктов, веганство и т. п. Потребительская лояльность сегодня находится в целом по рынку на крайне низком уровне, и персонификация B2C-взаимодействий на уровне вендора — вполне реальное средство восстановить и укрепить её.
Вендоры бытовой техники в этом смысле выиграют особенно, поскольку их устройства изначально ориентированы на весьма плотное взаимодействие с потребителем, — нужно будет всего лишь реализовать весь имеющийся потенциал. Сегодня «умный» холодильник с выходом в Интернет и планшетом, вмонтированным в дверцу, — скорее курьёз, чем обдуманная покупка, но в начале
Отдельная тема — преображение офлайновых торговых точек: аналитики далеки от мысли, что классические магазины исчезнут, проиграв нерушимому блоку дивана и смартфона. Напротив, в ряде сегментов ритейла они коренным образом изменятся, став ещё более привлекательными для клиентов.
Так, в магазине одежды место привычных пластиковых манекенов займут цифровые, демонстрируемые на видеопанелях в рост человека, — принимающие ровно ту форму тела, что у подошедшего к ним очередного покупателя и тем самым сразу позволяющие тому понять, как тот или иной предмет одежды будет сидеть именно на нём. Персонификация клиентского опыта и здесь будет иметь первостепенное значение, причём цифровой консультант на базе системы машинного обучения сможет с высочайшим уровне обоснованности порекомендовать каждому посетителю лично наиболее подходящий товар — на основе полной истории его предыдущих покупок.
Для ИТ-канала всё это обрисовывает перспективу глубокой реорганизации с ещё бóльшим смещением центра внимания на проектную и интеграторскую деятельность. Одно дело — поставить комплект ПК, принтеров, серверов и планшетов для оборудования бэк-офиса и торгового зала ритейлера всё той же одежды, например. Совсем другое — соорудить для него систему персонифицированных коммуникаций с клиентами в торговом зале и офлайн, интегрированную с автоматизированным складом и прочими цифровыми службами.
Быть может, постепенное развитие облачных сервисов в перспективе ближайших десяти лет и в самом деле снизит потребность как широкой публики, так и корпоративных заказчиков в классических компьютерах, серверах и иных гаджетах. Но это вовсе не значит, что высокотехнологичной продукции на каждом отдельно взятом страновом рынке будет требоваться меньше!
Просто нужна она будет уже в виде непрерывно взаимодействующих между собой и с облаком умных датчиков, дронов и средств отображения/ввода информации — плюс, конечно, самих облачных дата-центров со всей сопутствующей обвязкой и корректно работающий системой машинной аналитики. Без грамотно выстроенного ИТ-канала поставщикам и заказчикам такой техники окажется ох как непросто отыскивать друг друга, а потом ещё и налаживать эффективное взаимодействие. Так что роль канала вне всякого сомнения будет в обозримой перспективе только усиливаться.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News