19 апреля 2023 г.
Начальник регионального управления специальной связи по Сибирскому региону (филиал ФГУП «Главный центр специальной связи») Андрей Зайцев — о том, что ждет логистическую отрасль.
Переориентация сложившихся цепочек поставок, необходимость управления расходами, изменение бизнес-моделей стали определяющими факторами развития рынка логистики и доставки. Отрасль вполне успешно преодолела основные трудности и продолжает развиваться.
Среди ключевых вызовов, с которыми столкнулись участники рынка в этом году, можно выделить следующие.
Рост спроса в связи с уходом с рынка зарубежных компаний
В 2022 году большинство крупных участников логистической отрасли столкнулись с ростом количества отправлений грузов коммерческими организациями. Не все были готовы удовлетворить этот спрос, многим пришлось менять бизнес-модель, инвестировать в развитие логистических направлений и расширение штата. В целом рынок все же сумел быстро отреагировать на изменение структуры спроса.
«Спецсвязь» исторически располагала большой сетью постоянных маршрутных путей —1200 маршрутов протяженностью более 500 тыс. км по всей территории страны и это позволило нам успешно конкурировать по тарифам. Тем не менее, возросший спрос диктует необходимость дальнейшего развития логистических путей. Сейчас этим заняты все крупные участники рынка.
Мы планируем расширить перечень решений по транспортировке грузов железной дорогой. Для этого есть необходимые предпосылки — в Сибирском регионе имеется ряд больших транзитных узлов. Число направлений вырастет как по стране, так и за рубежом. Будем работать над повышением квалификации специалистов, наращивать их ресурсную базу, в том числе парк транспорта.
Логистическая отрасль получила карт-бланш с уходом зарубежных компаний и обязательно им воспользуется. Уже в этом году логистические компании начали формировать серьезный запрос на квалифицированных специалистов, а также технологии.
Запрос на комплексную услугу
Ожидания заказчиков логистических услуг — это один из наиболее существенных факторов, которые сейчас меняют логистическую отрасль. Например, в этом году заказчики стали диктовать запрос на комплексные услуги, предоставляемые в рамках одной логистической компании. По данным аналитиков Accenture, с таким запросом к операторам вышло не менее 91% компаний.
По нашим оценкам, пул запросов со стороны коммерческих компаний за истекший период этого года заметно расширился. Среди наиболее частых из них — запрос на услуги по экспресс-доставке, перевозке стандартных и негабаритных грузов, ценных грузов, предметов искусства.
Даже государственный сектор, который раньше считался достаточно консервативным, оперативно реагирует на новый запрос.
Переход в цифру
В целом темпы цифровизации отрасли достаточно высокие. Многие компании интегрируют технологии в управление бизнесом, чтобы повысить эффективность, развивать клиентский сервис. Мы тоже совершенствуем ИТ-инфраструктуру, цифровизируем бизнес-процессы.
Вместе с тем, искусственный интеллект, машинное обучение и нейронные сети пока не получили достаточно широкого распространения в логистической сфере, хотя именно сейчас для этого появились все предпосылки. Согласно данным аналитиков McKinsey, складская и транспортная сферы располагают третьим по объему потенциалом автоматизации среди всех секторов экономики. Аналитики считают, что цифровизация позволит участникам отрасли повысить свою эффективность, минимизировать ошибки и снизить затраты в своих цепочках поставок.
Темпы роста цифровизации ускорятся еще и по причине развития рынка электронной коммерции. Все больше людей и компаний покупают товары онлайн и рассчитывают на быструю доставку удобным для них способом.
Развитие инфраструктуры как ответ на новые вызовы рынка
Еще одним трендом стал рост запросов на перевозку наличных денежных средств. Правда, этот тренд скорее является реакцией на изменение экономической ситуации и его нельзя рассматривать как долгосрочный. Вместе с тем, чтобы работать с таким запросом, участники рынка должны иметь соответствующую инфраструктуру и развивать ее.
Мы зафиксировали существенный рост спроса на перевозку денежной наличности в феврале — марте прошлого года. Затем ситуация стабилизировалась. Однако, объем наличных денег в обороте растет. По данным ЦБ, этот показатель на начало года составил 16,3 трлн руб., что стало максимальным значением за весь период публикации этих данных.
Логистика станет надежнее
В условиях быстро меняющейся геополитической ситуации, логистический рынок предлагал новые и нестандартные решения. На первый план выходили сроки доставки грузов. Этот год пройдет под знаком стабилизации новых маршрутов и тарифов. Крупные компании определились с тем, какие из новых маршрутов останутся в прошлом, а какие получат дальнейшее развитие.
Источник: Андрей Зайцев, начальник регионального управления специальной связи по Сибирскому региону