21 апреля 2023 г.

Рынок устройств для «умного дома» переживает настоящий бум в России: рост розничных продаж устройств для построения таких систем за первый квартал составил 1,5 раза по сравнению с прошлым годом и 2,3 раза – с позапрошлым, по данным группы «М.Видео-Эльдорадо». Результаты очень выразительные!

Посмотрим на ситуацию и на реакцию крупных игроков рынка на происходящее в сегменте. Заметим, что многие компании отреагировали проактивно, так как восходящий тренд в этой области идет давно, более того, он легко предсказуем. На российском рынке мало что можно предсказывать, но повышенное внимание россиян к smart-девайсам для обеспечения безопасности и автоматизации бытовых задач можно было ожидать.

Предсказуемый бум

Спектр развлечений и досуга вне дома сократился – например, количество премьер в кинотеатрах уменьшилось, с туристическими поездками из рублевой зоны по ряду направлений возникли сложности – поэтому предсказуемо повышено внимание к происходящему внутри дома. Какие товарные группы в таких условиях должны демонстрировать рост? Все, что способствует домашнему уюту и домашним развлечениям, а именно телевизоры, товары для ремонта, бытовая техника, в том числе и решения для «умного дома». Свежие статистические данные в общих чертах подтверждают эти гипотезы.

Траты россиян в торгово-сервисных мероприятиях за первые 4 недели весны продемонстрировали спад на 3% относительно того же периода прошлого года, по данным ВТБ, однако в ряде товарных групп ситуация прямо противоположная! «Top five» по динамике спроса возглавили траты россиян на цифровые развлекательные каналы, игровые сервисы и онлайн-кинотеатры (+21% в рублях и +9% в единицах относительно февраля), а на пятом месте в этом рейтинге строительные материалы и инструменты (+14% в рублях, +13% в штуках). В экосистему ВТБ входит оператор фискальных данных «Первый ОФД», занимающий 17% соответствующего рынка страны, так что данные статистически достоверны.

Товары для «умного дома» не столь массовые, но, заметим, они имеют отношение и к развлечениям, и к вопросам повседневного комфорта в доме.

«Умные колонки»: продажи растут ударными темпами

Голосовые ассистенты в «умных колонках» становятся все более привычными в домах россиян. Лидирует в этом, разумеется, столица: в Москве у каждого четвертого (!) жителя дома есть «умная колонка» по итогам 2022 года, по данным ДИТ. Причем колонки – самый быстрорастущий сегмент смарт-устройств, где прирост в проникновении по сравнению с позапрошлым годом составил 12 п. п.! Регионы, разумеется, тоже подтянутся.

Интерес к колонкам с виртуальными помощниками – алисами /марусями /афинами /etc. – увеличился в 2,2 раза по итогам первого квартала Y2Y, как следует из данных группы «М.Видео-Эльдорадо». Конечно, «умная колонка» может работать в качестве самостоятельного и самодостаточного девайса, но превратить ее в центр экосистемы персонального «умного дома» легко может даже школьник. Крупные покупки сейчас по карману не всем россиянам, а вот недорогие девайсы для «умного дома», при этом вполне способные заметно повысить комфорт повседневной жизни – прекрасный вариант для покупок! «Система „умного дома“ становится уже привычной частью нашей жизни, делает ее рутинные процессы комфортнее, удобнее, помогает не переживать, что дверь осталась не закрытой или дома протечёт кран», – говорит Сергей Сухоруков, руководитель бизнес-юнита «Развлечения и гаджеты» в Группе «М.Видео-Эльдорадо».

Что желают от «умного дома»?

Наиболее востребованным сервисом для «умного дома» всегда были и сейчас являются решения для управления освещением. Например, спрос на smart-лампочки вырост в 2,1 раза, по данным упомянутого исследования группы «М.Видео-Эльдорадо». Аналогичная картина и по данным «МегаФона», в розничной сети которого умные лампы являются хитом: продажи интеллектуальных систем освещения выросли на 40% за первый квартал Y2Y, как сообщили в компании, а устройств для экономии электричества – на 86%, но все эти «умные розетки» во многом все так же отвечают за освещение.

Квартальные продажи «умных колонок» на российском рынке составили около 900 тыс. шт., а различных девайсов, подключаемых к «умному дому», за тот же период было продано почти вдвое меньше – порядка 500 тыс. Это соотношение показывает, насколько велик потенциал для разворачивания новых «умных домов» на российском рынке.

Но стоит отметить, что не все smart-решения работают в составе комплексных систем и управляются «умными колонками». Например, как мы отметили выше, у 25% москвичей есть «умная колонка», но хотя бы одно smart-устройство в доме есть у 47% столичных жителей, по данным исследования ДИТ. Напомним, что smart-устройства, в общем случае, не требуют «умных колонок», такими девайсами можно управлять напрямую со смартфона, кроме того, они могут быть и автономными, например, как роботы-пылесосы.

Вариантов применения smart-девайсов, как видно, может быть достаточно много. Остается только понять, что можно пожелать от «умного дома» и какие компоненты нужно приобрести для этого. Это можно увидеть в реале.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News