25 апреля 2023 г.
Вопрос про объективную картину с дефицитом кадров для ИТ-отрасли сложен для понимания по нескольким причинам. С одной стороны, Правительство, занимающее в этом вопросе практически алармистскую позицию и говорящее о недостатке порядка 1 млн ИТ-специалистов, с другой — многие профессиональные ассоциации, утверждающие, что никакого особенного дефицита пока даже не замечали. Но есть и данные статистики, которые находятся примерно посередине между этими оценками. Как обстоят дела в реальности?
«Айтишники» бывают разными
Государство всемерно поддерживает «айтишников» — насколько это возможно — но крайне незначительное их количество попадают под протекционистские меры. Есть объективные проблемы с тем, каких именно специалистов следует относить к «айтишникам». Рассмотрим вопрос чуть подробнее для понимания причин, по которым оценки количества имеющихся ИТ-специалистов и их дефицита оказываются настолько разными.
Возьмем в качестве примера «безопасников», многие из которых работают на стыке кибербезопасности /инфобезопасности с BI, HR, корпоративного обучения, бизнес- и системного администрирования, упомянутой разработки (SecOps — восходящий тренд!) и, наконец, физической безопасности. Куда относить этих специалистов, кто из них «уже айтишник», а кто еще «недостаточно айтишник»?
Как быть с аналитиками данных, когда сейчас границы этой профессии размываются все сильнее? Кроме традиционных специалистов задачи, связанные с BigData, выполняют маркетологи, HR-менеджеры, SEO, бухгалтера, аудиторы, финансисты и десятки специалистов других профилей. Даже аудиторы Счетной палаты РФ получают навыки работы с «большими данными» и активно применяют их для решения задач, связанных с проектами федерально масштаба, отмечает Дмитрий Гольцов, заместитель генерального директора «Мегапьютер». Список аналогичных проектов «на стыке» можно продолжать, сюда же отнесем урбанистов, инженеров-проектировщиков, графических дизайнеров и многих других, которые не только используют для работы цифровые инструменты, но и активно кастомизируют их.
Единое мнение тут, наверное, только о разработчиках, да и то лишь о программистах как таковых. Многие «выносят за скобки» даже тестировщиков, не говоря уже об управленцах, техподдержке, внедренцах, специалистах по маркетингу, менеджеров по продажам и специалистов многих других профилей, без которых создание программного продукта невозможно в принципе.
Однако далеко не все перечисленные специалисты попадают под отсрочку от призыва, могут пользоваться льготными ипотеками и т. д. У государства подход лаконичный: «айтишник» тот, кто работает в структуре, получившей государственную аккредитацию как ИТ-компания.
Взгляд Правительства на количество ИТ-специалистов
На начало прошлого года общее количество «айтишников» страны в 1,7 млн оценивал Андрей Турчак, первый вице-спикер Совета Федерации. Общее количество специалистов, которые трудятся в структурах, получивших государственную аккредитацию как ИТ-компании — и, соответственно, с точки зрения государства являются «айтишниками» — к началу прошлой осени составляло порядка полумиллиона человек, как отмечал Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ.
Однако в прошлом году количество аккредитованных ИТ-компаний выросло в 7 раз (!) и достигло 28 тыс., чему способствовали государственные меры поддержки отрасли. Соответственно, резко выросло количество «официальных» ИТ-специалистов. Правила аккредитации успели поменять, что повлияло на общее количество таких компаний — по самым свежим данным, озвученным г-ном Чернышенко в середине апреля на конференции Data Fusion 2023, теперь их стало 23 тысячи. Новых данных по количеству ИТ-специалистов в этих компаниях и, соответственно, по дефициту таких кадров в российской экономике г-н вице-премьер не озвучивал.
Дефицит признают все, хотя оценивают его по-разному. Недостаток ИТ-специалистов для национальной экономики РФ примерно в миллион человек по различным направлениям на конец прошлого года оценил г-н Чернышенко, как сообщает ТАСС. Заметим, что такая оценка дефицита не менялась с прошлой весны, когда ее озвучил Андрей Турчак. Такой прирост огромен, получается, что общий штат «айтишников» нужно увеличить более чем в половину! Откуда их взять?
«Учиться, учиться и учиться»
Подготовке специалистов в количестве, способном скомпенсировать обозначенный дефицит, уделяют особое внимание на самом высоком уровне. В прошлом году на бюджетные места российских вузов по ИТ-специальностям поступили более 90 тыс. человек — что почти в 2 раза больше, чем 3 года назад. Еще более 110 тыс. студентов былм зачислены на «цифровые кафедры» в 114 российских вузов, по словам г-на Чернышенко.
Напомним, что «цифровые кафедры», на которых студенты могут получить ИT-компетенции параллельно с изучением основной программы, были созданы в рамках федерального проекта «Развитие кадрового потенциала IТ-отрасли» нацпрограммы «Цифровая экономика». Кроме того, определенные цифровые навыки получают также сотрудники федеральных и региональных министерств и ведомств — обучение по специальным программам до 2024 года пройдут более 50 тыс. человек. Напомним, что в подготовке специалистов активное участие принимают крупные бизнес-структуры (см. врезку).
Подготовка нужного рынку «айтишника» занимает гораздо больше времени, чем, например, каменщика или штукатура. В ИТ процесс нарабатывания опыта достаточно длительный, а рынку больше нужны специалисты с опытом, чем «джуниоры», обладающие базовыми навыками. Большинство самих «айтишников», опрос среди которых проводили онлайн-университет Skypro и сервис WEEEK, отметили, что сегодня ИТ-отрасли больше всего необходимы специалисты уровня senior — так считают 78% респондентов. Чуть меньше половины опрошенных (41%) указывают на нехватку на рынке труда middle-специалистов и только 9% отметили нехватку «джуниоров». Откуда брать требуемых «сеньоров»? Этот вопрос остается открытым.
Интересно, что несмотря на нехватку квалифицированных и опытных кадров, лишь одна из четырех (27%) компаний в России активно обучает сотрудников и «наращивает свои компетенции в сфере корпоративного образования для формирования привлекательного образа работодателя», как сообщает Forbes со ссылкой на исследования HH.ru и «Яков и партнеры» (бывшая McKinsey в России). Но есть и исключения, когда компании разворачивают образовательные проекты для всей национальной экономики. Например, Сбер и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) запустили совместную программу дополнительного профессионального образования на базе акселерационной программы для студентов, аспирантов и научных сотрудников вузов SberStudent, которая впервые в России будет выпускать специалистов с квалификацией «Технологический предприниматель». «Цифровая трансформация» требует постоянно развивать рынок высшего образования, отметил Алексей Комиссаров, и. о. ректора РАНХиГС.
Вместо заключения
Подчеркнем, что есть и другие официальные оценки. Например, количество занятых в ИТ-отрасли выросло на 12% в 2022 году — до 761 тысяч человек — как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на Максима Паршина, замглавы Минцифры РФ. Это сравнимо, например, с количеством врачей, которых в РФ на осень прошлого года было 737 400, как сообщает Forbes со ссылкой на данные Росстата.
Дефицит ИТ-специалистов на рынке вполне реален, г-н Паршин оценивает его как «колоссальный». Рост профильных вакансий составил 7% Y2Y, сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные «Авито Работа», а за январь всплеск составил уже 53%! Кроме того, в 2 раза увеличился срок поиска кандидатов на ИТ-вакансии, как сообщает Forbes со ссылкой на исследования HH.ru и «Яков и партнеры», когда в среднем по рынку — в полтора. Работодателям стало сложнее находить сотрудников с опытом работы в ИТ — на поиски кандидатов со стажем более 6 лет теперь уходит четырех месяцев до полугода.
Подготовка большого количества профильных специалистов необходима, но в любом случае займет годы. Как быть с рабочими местами? Потребности национального ИТ составляют десятки тысяч, может, даже сотню тысяч рабочих рук, но это на порядок меньше дефицита в миллион, которым оперируют правительственные структуры. Будет ли их достаточное количество для миллиона дополнительный айтишников? Ответ не столь очевиден, как может показаться.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News