25 апреля 2023 г.
«Облачные сервисы» дают возможность бизнесу быть гибким и масштабируемым, экономить затраты. Ещё в конце 2021 года рынок облачных сервисов показывал стабильный рост, но в 2022 вырос на 42%. Антон Федоров, коммерческий директор сервиса автоматизации клиентской поддержки ITSM 365, рассказывает, как изменился рынок облачных сервисов за прошедший год.
Увеличение важности непрерывности бизнес-процессов
Рост рынка облачных сервисов в последние годы был тесно связан с влиянием пандемии: компании уходили на удалённый формат работы, не могли пользоваться привычными коробочными системами. Уход же зарубежных компаний внёс свои корректировки в главные драйверы развития этой отрасли.
За 2022 год прекращение работы в России привычных бизнесу облачных сервисов и ПО подтолкнуло компании приоритизировать работу с российскими вендорами. Она стала важной частью обеспечения непрерывности бизнес-процессов — при резкой смене привычной системы компании теряли большое количество ресурсов, для них стало важно уменьшить повторения таких ситуаций.
Неоднородность перехода на российские системы
Ситуация на рынке облачных сервисов неоднозначная, и меняется от одного класса облачных сервисов к другому — где-то переход на продукты российских вендоров заметен сильнее, а где-то меньше. Например, в сегменте решений для маркетинга влияние существенное — ушли популярные сервисы автоматизации email-рассылок, а также крупные рекламные провайдеры вроде Adwords от Google.
В сегменте автоматизации бизнес-процессов многие западные вендоры официально объявили об уходе, но неформально продолжают оказывать услуги, хоть и существенно усложнив процесс оплаты.
Можно проследить и следующий яркий тренд: в тех сегментах, где имеются сильные отечественные аналоги, случился определённый рост. Например, наш сервис для автоматизации служб поддержки ITSM 365 смог ускорить свой среднегодовой рост с 45 до 90%, то есть почти в два раза. Однако эта тенденция скорее краткосрочная — варианты продолжать пользоваться западными системами сохраняются, рынок продолжает быть открытым, хоть и не везде.
Как изменилось предложение со стороны российских компаний
Количество облачных продуктов, выпускаемых российскими вендорами, определённо увеличилось. Весь сегмент облачных провайдеров от продуктов для малого и среднего бизнеса до систем Enterprise уровня активизировался и старается заполнить пустоты, образовавшиеся после ухода иностранных систем.
Здесь, конечно, стоит отметить, что разработка новых систем — процесс небыстрый. В некоторых отраслях нужно создавать продукты практически с нуля, где-то уже модернизировать существующие. Однако тенденция на разработку собственных систем наметилась.
Есть ли у российских провайдеров необходимые ресурсы на разработку и поддержание сервисов
Наличие ресурсов на создание и поддержание своих систем стоит рассматривать с двух сторон: инфраструктурной и операционной.
В отрасли малого и среднего бизнеса мощности действующих центров обработки данных — ЦОДов — должны покрыть теоретический полный переход с западных решений. С рынком Enterprise решений же всё сложнее: там объёмы данных больше, под них нужно будет расширять инфраструктуру. Насколько текущие поставщики оборудования для ЦОДов смогут покрыть такой спрос, покажет только практика.
Если рассматривать операционную составляющую — рост спроса это не только повышение доходов, но и повышение расходов на производство, то есть разработку и других критичных процессов. Здесь ситуация, обратная той, что мы наблюдаем с инфраструктурным аспектом. У поставщиков уровня Enterprise есть большой объём запаса по ресурсам, они смогут наладить свои внутренние процессы для адаптации под новые условия рынка.
Поставщики решений для малого и среднего бизнеса зачастую уже максимально оптимизировали свои процессы. Буйный же рост может способствовать тому, что они не смогут отладить операционные процессы, В итоге у провайдеров для МСБ могут быть сложности с масштабируемостью своих систем.
Стоит ли ограничивать использование иностранных сервисов
Оправданность ограничения работы зарубежных систем сложно оценить. С одной стороны, мы находимся в условиях рыночной экономики, введение ограничительных мер для частных компаний противоречит её принципам. С другой стороны, государственный сектор не может продолжать пользоваться иностранными сервисами даже из соображений безопасности, особенно в текущих условиях.
Также стоит учитывать и федеральное законодательство с точки зрения защиты персональных данных — оно довольно понятно отрегулировано. В частности, там прямо указано, что хранение персональных данных должно осуществляться на территории РФ. Использование зарубежного облачного провайдера и, как следствие, хранение персональных данных за пределами страны это риск для бизнеса в рамках действующего законодательства.
Вывод
За последний год рынок облачных сервисов вырос на 42%, что связано с уходом иностранных продуктов и желанием российских компаний обезопасить свои бизнес-процессы от резких смен провайдеров.
Хотя намечен яркий тренд на развитие решений в отраслях, где и до ухода иностранных сервисов были сильные отечественные решения, ситуация на рынке неоднородная. Где-то переход на российские системы более ярко проявлен, где-то — менее.
Логичным последствием увеличения рынка двое стало появление новых российских продуктов, однако на их разработку понадобится время. Наличие же ресурсов у вендоров на разработку и поддержание собственных сервисов можно рассматривать с операционной и инфраструктурной точек зрения. Если продукты для МСБ более устойчивы по части инфраструктуры, то решения Enterprise уровня имеют более налаженные операционные процессы.
Источник: Антон Федоров, коммерческий директор сервиса автоматизации клиентской поддержки ITSM 365