28 апреля 2023 г.

«Импортозамещение провалено, гипс снимают, проспали все полимеры!» — примерно такими репликами полны расходящиеся в Сети комментарии к сообщению «Ведомостей» со ссылкой на статистику «Марвел-Дистрибуции» о том, что в России с января по март текущего года было продано 46,9 тыс. смартфонов российских брендов, — аж на 53% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Опрошенные изданием эксперты оценили долю отечественных смартфонов в общем объёме продаж этих гаджетов в начале 2022 г. не более чем в 1,4%, а в первые месяцы 2023-го — и вовсе в 0,6%. При этом в сумме по итогам нынешнего года навряд ли будет реализовано больше 200 тыс. смартфонов под российскими брендами. Для сравнения: согласно апрельской оценке «М.Видео-Эльдорадо», с января по март 2023 г. в России было реализовано более 6,5 млн смартфонов — примерно столько же, сколько за тот же квартал годом ранее.

И если доля российских вендоров в этих продажах упала более чем вдвое, то китайских — выросла на 42%. При этом в сегменте ноутбуков — устройств заметно более дорогих — к концу прошлого года доля российских брендов достигла 9% против примерно 4% на излёте 2021-го (публикация «Известий» на основе данных GS Group). Так что же, всё действительно настолько плохо с импортозамещением в смартфонном царстве?

Ты чьих будешь?

Упомянутый обзор рынка смартфонов в России, сделанный «М.Видео-Эльдорадо», свидетельствует, что предпочтения отечественного потребителя за год довольно заметно изменились. В начале 2022-го с полок сметали в основном ультрабюджетные модели — до 5 тыс. руб. в розницу. По итогам же первого квартала стало ясно, что теперь покупатели отдают предпочтение смартфонам из ценовой страты «от 5 до 20 тыс. руб.»: на них приходится уже до 35% от общей суммы в 145 млрд руб., оставленных за эти три месяца дорогими россиянами в смартфонном ритейле.

Разумеется, лишних денег у потребителей по-прежнему нет: средний чек на смартфон в России составил в I кв. 22 тыс. руб.; это на 23% меньше, чем в прошлом году («спасибо» за это следует сказать прежде всего Samsung и Apple, прекратившим официальный ввоз своих новинок, включая гиперультрадорогие флагманы, пользовавшиеся у нас немалым спросом). Но представленные на рынке российские бренды предлагают свои модели чаще всего по ещё более низким, чем средняя, розничным ценам. Беглый поиск по онлайн-агрегаторам показывает, что самые дорогие смартфоны BQ доступны на данный момент примерно за 8,3 тыс. руб., Inoi — за 8,8 тыс., Black Fox — за 4,7 тыс. и т. д.

Понятно, что фактически российскими ни смартфоны, ни те же ноутбуки быть пока не могут: необходимая микроэлектроника, и в первую очередь чипы, у нас не производится в нужных объёмах и на необходимом технологическом уровне. Однако мобильные ПК в России собирают, причём вполне успешно; вот и к выпуску КПК недавно приступили — причём сразу с предустановленной доверенной корпоративной платформой «Аврора». Быть может, дело как раз в том, что недорогие «российские» смартфоны вынуждены конкурировать с точно такими же по функциональности, но ещё более бюджетными «китайцами» — тогда как ноутбуки и КПК на отечественных ОС привлекают потребителя недоступной заграничным брендам хотя бы программной функциональностью?

Законы экономики игнорировать невозможно: при объёмах производства, характерных для смартфонных вендоров из КНР, себестоимость единицы товара непременно окажется ниже, чем у точно такого же гаджета, но выпущенного по заявке российского бренда тиражом хорошо если в десятки тысяч, а то и в сотни экземпляров. В публикации «Ведомостей» приводятся данные по продажам «отечественных» смартфонов за первый квартал: BQ-Mobile — 32,8 тыс., Inoi — 8,7 тыс., Black Fox — 3,9 тыс., Vertex — 800 единиц. Притом все эти аппараты — под управлением различных версий Android и априори без какой бы то ни было выделяющей их из общей массы особенной функциональности.

Таким образом, до начала масштабного перехода российских смартфонных брендов на отечественные же ОС, на ту же упомянутую выше «Аврору», их изделия продолжат состязаться с китайскими «функциональными близнецами» в крайне невыгодных для себя условиях. Не исключено, что популярность «Авроры» в среде госслужащих и сотрудников крупных компаний с госучастием, которые по работе день за днём станут взаимодействовать с новой для себя программной средой, будет расти — и тогда в рознице аппараты под управлением этой ОС тоже начнут появляться. А то пока (на момент написания настоящей заметки) на «Яндекс.Маркете» в разделе «Мобильные телефоны» нельзя даже выбирать гаджеты с ОС «Аврора», — нет такой опции в колонке критериев поиска, хотя даже древние Series 60 и смартфонная Windows там присутствуют.

А кому легко?

Не упрощает жизнь российским вендорам смартфонов и тот факт, что весь этот сегмент глобального ИТ-рынка находится в данный момент на затяжном спаде. По оценке Canalys, в мире за I кв. 2023-го было отгружено (ODM-изготовителями в канал продаж) 270 млн смартфонов; на 13% меньше, чем за тот же период годом ранее. Вендоры (за исключением, пожалуй, одной только Apple) деятельно переориентируются на средний диапазон розничных цен, чтобы привлечь больше потребителей, которые прежде выбирали исключительно флагманские модели — но теперь не в состоянии себе этого позволить из-за чрезвычайно заметной в странах «первого мира» инфляции.

Поскольку одновременно с этим весь минувший год снижались цены на полупроводниковые устройства, включая процессоры, средние по позиционированию смартфоны глобальных марок сегодня предлагают потребителю действительно впечатляющую функциональность.

Это ещё одна причина, по которой бюджетные и сверхбюджетные модели пользуются всё меньшим спросом (не только в России): если от телефона требуется лишь, чтобы он просто звонил и обменивался SMS, проще сразу брать кнопочный. А вот если существенно смартфонные функции всё же необходимы — именно сегодня имеет смысл чуть поднакопить и взять модель ненамного дороже, но гораздо богаче возможностями.

В частности, аналитики TrendForce подметили, что хотя самих смартфонов год от года выпускают всё меньше, цифровых камер для них изготавливается при этом больше. Суть в том, что если ещё в 2019 г. самыми популярными были модели с парой камер на тыльной стороне корпуса (43% от общего числа), то уже в 2020-м на первое место вышли мобильники с тремя камерами сзади (31%), а в 2023-м, по оценке экспертов, доля трёхкамерных (это не считая фронтальной!) моделей достигнет 46%, с четырьмя и более камерами — 21%, а двухкамерных упадёт до 26%.

Неуклонно растёт популярность и смартфонов со складными гибкими экранами, причём ощутимую долю рынка они начали занимать как раз после того, как вендоры перепозиционировали часть из них из высшего ценового диапазона в верхнюю страту среднего. В IDC уверены, что если в 2022 г. доля складных смартфонов в общем объёме поставок (по количеству) не превышала 1,2%, то к 2027-му она вырастет до 3,5%. Средняя розничная цена на такие аппараты за прошлый год снизилась в мире на 10%, и одновременно объём их поставок взлетел на 76%, — игнорировать столь явно выраженные настроения рынка вендоры однозначно не смогут.

Кстати, ещё одна причина спада популярности сверхдешёвых мобильных аппаратов — активизация вторичного смартфонного рынка, и, опять-таки, не в одной только России. Та же IDC отмечает, что если в 2021 г. поставки подержанных смартфонов в мире достигли 253,4 млн единиц, то год спустя они увеличились сразу на 11,5% — до 282,6 млн. И на интервале до 2026 г. аналитики ожидают поступательного прироста отгрузок бывших в употреблении мобильных аппаратов с CAGR на уровне 10,3%. Причём данные эти относятся к официальным поставкам смартфонов через канал (полученных по программам trade-inб прежде всего), а если учесть ещё и прямые перепродажи подержанных гаджетов из рук в руки и через Интернет, объёмы вторичного рынка и вовсе окажутся запредельными.

Ну и какой смысл, получается, приобретать сегодня новенький ультрадешёвый смартфон, если к услугам привыкшего тщательно контролировать свои расходы потребителя — и вполне годные подержанные модели, и не сильно более дорогие новые гаджеты с откровенно заманчивой функциональностью? Так что спрос на бюджетные смартфоны снижается совершенно объективно. И пока «российские» мобильные аппараты продолжат позиционироваться именно так, как это происходит сейчас, — продажи их очевидным образом продолжат снижаться вместе с востребованностью всех гаджетов этой ценовой страты в целом.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News